Постановление администрации Заволжского муниципального района от 06.11.2014 N 905-п "Об утверждении Порядка осуществления главным распорядителем источников финансирования дефицита бюджета Заволжского муниципального района полномочий по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту" Свод законодательства
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОЛЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2014 г. № 905-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЛАВНЫМ РАСПОРЯДИТЕЛЕМ
(РАСПОРЯДИТЕЛЕМ) СРЕДСТВ БЮДЖЕТА ЗАВОЛЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА, ГЛАВНЫМ АДМИНИСТРАТОРОМ (АДМИНИСТРАТОРОМ) ДОХОДОВ
БЮДЖЕТА ЗАВОЛЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, ГЛАВНЫМ
АДМИНИСТРАТОРОМ (АДМИНИСТРАТОРОМ) ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА ЗАВОЛЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОЛНОМОЧИЙ ПО ВНУТРЕННЕМУ ФИНАНСОВОМУ КОНТРОЛЮ И ВНУТРЕННЕМУ
ФИНАНСОВОМУ АУДИТУ
В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрация Заволжского муниципального района постановляет:
1. Утвердить Порядок осуществления главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета Заволжского муниципального района, главным администратором (администратором) доходов бюджета Заволжского муниципального района, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета Заволжского муниципального района полномочий по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту (прилагается).
2. Главным распорядителям (распорядителям) средств бюджета Заволжского муниципального района, главным администраторам (администраторам) доходов бюджета Заволжского муниципального района, главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета Заволжского муниципального района организовать работу по выполнению положений утвержденного Порядка.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию в Информационном бюллетене "Сборник нормативных актов Заволжского района Ивановской области".
Исполняющий обязанности
Главы администрации
Заволжского муниципального района
Н.А.ГАГАНОВА
Приложение
к постановлению
администрации Заволжского
муниципального района
от 06.11.2014 № 905-п
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЛАВНЫМ РАСПОРЯДИТЕЛЕМ (РАСПОРЯДИТЕЛЕМ)
СРЕДСТВ БЮДЖЕТА ЗАВОЛЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, ГЛАВНЫМ
АДМИНИСТРАТОРОМ (АДМИНИСТРАТОРОМ) ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
ЗАВОЛЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, ГЛАВНЫМ АДМИНИСТРАТОРОМ
(АДМИНИСТРАТОРОМ) ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА
ЗАВОЛЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПОЛНОМОЧИЙ ПО ВНУТРЕННЕМУ
ФИНАНСОВОМУ КОНТРОЛЮ И ВНУТРЕННЕМУ ФИНАНСОВОМУ АУДИТУ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Заволжского муниципального района, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Заволжского муниципального района, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Заволжского муниципального района (далее - главный администратор (главный распорядитель)) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
1.2. Целью настоящего Порядка является установление единых требований к осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
1.3. Настоящий Порядок устанавливает:
требования к организации, планированию и проведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
требования к оформлению и рассмотрению результатов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
требования к составлению и представлению отчетности о результатах внутреннего финансового аудита.
1.4. В целях настоящего Порядка:
к администраторам средств бюджета Заволжского муниципального района относятся подведомственные главному администратору средств бюджета Заволжского муниципального района распорядители средств бюджета Заволжского муниципального района и подведомственные главному распорядителю (распорядителям) средств бюджета Заволжского муниципального района получатели бюджетных средств, администраторы доходов бюджета Заволжского муниципального района, администраторы источников финансирования дефицита бюджета Заволжского муниципального района;
к бюджетным процедурам относятся процедуры составления и исполнения бюджета Заволжского муниципального района, ведения бюджетного учета, составления бюджетной отчетности, осуществляемые в рамках бюджетных полномочий главного администратора (главного распорядителя) средств бюджета Заволжского муниципального района.
2. Осуществление внутреннего финансового контроля
2.1. Термины и определения
2.1.1. Внутренний финансовый контроль - непрерывный процесс, осуществляемый руководством, должностными лицами главного администратора (главного распорядителя) средств бюджета Заволжского муниципального района, организующими и выполняющими бюджетные процедуры, направленный на:
недопущение (пресечение) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
повышение экономности и результативности использования бюджетных средств.
2.1.2. Предмет внутреннего финансового контроля - бюджетные процедуры и составляющие их операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры), осуществляемые главным администратором (главным распорядителем) средств бюджета Заволжского муниципального района, в рамках закрепленных за ним бюджетных полномочий.
2.1.3. Контрольное действие - форма осуществления внутреннего финансового контроля в ходе самоконтроля, контроля по уровню подчиненности (подотчетности), мониторинга (далее - методы контроля).
К контрольным действиям относятся проверка оформления документов на соответствие требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, санкционирование (авторизация) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур), сверка данных, оценка качества выполнения бюджетных процедур.
2.2. Организация внутреннего финансового контроля
2.2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется в подразделениях главного администратора (главного распорядителя) средств бюджета Заволжского муниципального района, исполняющих бюджетные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
2.2.2. Контрольные действия осуществляются должностными лицами подразделений главного администратора (администраторов) средств бюджета Заволжского муниципального района, в соответствии с их должностными регламентами.
Контрольные действия осуществляются в ходе реализации следующих бюджетных процедур:
составления и представления документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета Заволжского муниципального района, в том числе обоснований бюджетных ассигнований, реестров расходных обязательств;
составления кассового плана по доходам бюджета Заволжского муниципального района, расходам бюджета Заволжского муниципального района и источникам финансирования дефицита бюджета Заволжского муниципального района;
составления, утверждения и ведения бюджетной росписи;
составления и направления документов, необходимых для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;
составления, утверждения и ведения бюджетных смет, свода бюджетных смет;
формирования и утверждения муниципальных заданий в отношении подведомственных муниципальных учреждений;
исполнения бюджетной сметы;
исполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг подведомственными муниципальными учреждениями;
принятия и исполнения бюджетных обязательств;
осуществления начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджеты всех уровней, пеней и штрафов по ним;
принятия решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджеты всех уровней, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
процедур ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, проведения инвентаризаций;
составления и представления бюджетной отчетности, сводной бюджетной отчетности;
предупреждения нецелевого и неэффективного использования средств бюджета.
2.2.3. Способы проведения контрольных действий - сплошной и выборочный.
2.2.4. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель главного администратора (администратора) средств бюджета Заволжского муниципального района.
2.3. Планирование внутреннего финансового контроля
2.3.1. Планирование внутреннего финансового контроля заключается в формировании плана внутреннего финансового контроля.
2.3.2. В плане внутреннего финансового контроля по каждому предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры), периодичности ее выполнения, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности контрольных действий.
2.3.3. Формирование и утверждение планов внутреннего финансового контроля осуществляется до начала очередного финансового года. Утвержденные планы внутреннего финансового контроля представляются в финансовый отдел администрации Заволжского муниципального района не позднее 30 декабря года, предшествующего планируемым мероприятиям по осуществлению внутреннего финансового контроля.
2.3.4. Проведение внутреннего финансового контроля в отношении предмета внутреннего финансового контроля считается эффективным, если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, а также повышению эффективности использования бюджетных средств.
2.3.5. Внутренний финансовый контроль главного администратора (главного распорядителя) средств бюджета Заволжского муниципального района осуществляется с соблюдением периодичности и способов контроля, установленных в планах внутреннего финансового контроля.
2.3.6. Самоконтроль осуществляется должностными лицами главного администратора (главного распорядителя) средств бюджета сплошным образом по совершении ими бюджетных процедур и операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур).
Самоконтроль осуществляется также выборочным способом в сроки, предусмотренные планом внутреннего финансового контроля.
2.3.7. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным или выборочным способом руководителем (или заместителем руководителя) главного администратора (главного распорядителя) средств бюджета Заволжского муниципального района.
Контроль по уровню подотчетности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственным администратором средств бюджета Заволжского муниципального района.
2.3.8. Мониторинг качества исполнения бюджетных процедур подведомственными администраторами (распорядителями) средств бюджета Заволжского муниципального района осуществляется главным администратором (главным распорядителем) средств бюджета Заволжского муниципального района.
2.3.9. Мониторинг представляет собой регулярный сбор и анализ информации о результатах выполнения бюджетных процедур и результативности использования бюджетных средств в текущем финансовом году. В ходе мониторинга проводится оценка качества выполнения бюджетных процедур на основе установленных количественных и (или) качественных расчетных показателей. Результаты мониторинга оформляются отчетом, представляемым руководителю главного администратора (главному распорядителю) средств бюджета Заволжского муниципального района.
2.3.10. Мониторинг направлен на своевременное выявление недостатков (нарушений), допущенных в ходе исполнения бюджетных процедур, и осуществляется до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
2.4. Оформление и рассмотрение результатов внутреннего финансового контроля
2.4.1. К результатам внутреннего финансового контроля относятся отражаемые в количественном (денежном) выражении выявленные нарушения положений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, недостатки при исполнении бюджетных процедур, сведения о причинах возникновения нарушений (недостатков) и предлагаемых мерах по их устранению.
2.4.2. Информация о результатах внутреннего финансового контроля отражается в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля, подлежит учету и хранению.
2.4.3. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется подразделением, ответственным за результаты выполнения бюджетных процедур, руководителю главного администратора (главному распорядителю) средств бюджета Заволжского муниципального района не реже одного раза в квартал. Указанная информация представляется незамедлительно в случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.4.4. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля руководитель главного администратора (главного распорядителя) средств бюджета Заволжского муниципального района принимает решение:
а) о необходимости устранения выявленных нарушений (недостатков) в установленный в решении срок, применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;
б) об отсутствии оснований применения мер, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;
в) о внесении изменений в планы внутреннего финансового контроля;
г) о направлении материалов в правоохранительные органы в случае наличия признаков неустраняемых нарушений бюджетного законодательства.
2.4.5. Главный администратор (главный распорядитель) средств бюджета Заволжского муниципального района вправе установить порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля.
2.4.6. Отчет по результатам внутреннего финансового контроля представляется в финансовый отдел администрации Заволжского муниципального района не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным годом.
Отчет о результатах внутреннего финансового контроля должен включать в себя:
наименование объектов финансового контроля;
темы контрольных мероприятий;
выявленные в ходе контрольных мероприятий нарушения и замечания;
информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и замечаний, о наказании должностных лиц, допустивших нарушения.
3. Осуществление внутреннего финансового аудита
3.1. Организация внутреннего финансового аудита
3.1.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется уполномоченными должностными лицами главного администратора (распорядителя) средств бюджета Заволжского муниципального района (далее - должностными лицами).
Целями внутреннего финансового аудита являются:
оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
3.1.2. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных главным администратором средств бюджета Заволжского муниципального района, подведомственными администраторами средств бюджета Заволжского муниципального района (далее - объекты аудита) в целях реализации своих бюджетных полномочий, а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
3.1.3. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (распорядителя) средств бюджета Заволжского муниципального района.
3.1.4. Аудиторские проверки подразделяются на камеральные и выездные.
3.1.5. Должностные лица при проведении аудиторских проверок имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в устной и письменной форме документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов, в том числе из числа должностных лиц иных подразделений главного администратора (распорядителя) средств бюджета Заволжского муниципального района, для проведения экспертиз, необходимых при осуществлении аудиторских проверок.
3.1.6. Должностные лица обязаны:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами контрольных мероприятий (акты и заключения).
3.2. Планирование внутреннего финансового аудита
3.2.1. Составление и утверждение годового плана внутреннего финансового аудита (далее - План) осуществляется в целях формирования аудиторского мнения о состоянии внутреннего финансового контроля, полноте и достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора средств бюджета Заволжского муниципального района, а также представления предложений по повышению эффективности использования бюджетных средств.
3.2.2. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в Плане указывается проверяемая бюджетная процедура и объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки, ответственные исполнители.
3.2.3. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года и представляется в финансовый отдел администрации Заволжского муниципального района не позднее 30 декабря года, предшествующего планируемым мероприятиям по осуществлению внутреннего аудита.
3.2.4. В случае внесения изменений в План главный администратор уведомляет о внесенных изменениях финансовый отдел администрации Заволжского муниципального района в течение 3 дней после внесения изменений.
3.3. Проведение аудиторских проверок
3.3.1. Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора (распорядителя) средств бюджета Заволжского муниципального района.
3.3.2. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем главного администратора (распорядителя) средств бюджета Заволжского муниципального района, которая включает:
тему аудиторской проверки; наименование объектов аудита;
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, сроки и этапы проведения аудиторской проверки.
3.3.4. В ходе аудиторской проверки в отношении бюджетной процедуры и (или) объектов аудита проводится исследование:
вопросов осуществления внутреннего финансового контроля;
ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия новым изменениям в области бюджетного учета.
3.3.5. Аудиторская проверка также может проводиться путем выполнения инспектирования, наблюдения, запроса, подтверждения, пересчета, аналитических процедур.
3.3.6. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
К доказательствам относятся первичные учетные документы, регистры бюджетного учета, бюджетная, статистическая и иная отчетность, результаты процедур проверки, проведенных в ходе аудиторской проверки, заключения экспертов, письменные заявления должностных лиц объектов аудита, а также документы и сведения, полученные из других достоверных источников.
3.3.7. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию.
Рабочая документация (рабочие документы), т.е. документы и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, составляется при проведении аудиторской проверки.
3.3.8. Рабочая документация по аудиторской проверке должна содержать:
документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и результатах ее выполнения;
сведения о выполнении планов внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
копии договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета, бюджетной отчетности;
письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающие выявленные нарушения;
акт аудиторской проверки.
3.3.8. Плановый срок проведения аудиторской проверки не должен превышать 30 дней. При наличии объективных причин срок аудиторской проверки может быть продлен на основании докладной записки должностного лица, осуществляющего аудиторскую проверку.
3.4. Оформление и рассмотрение результатов внутреннего финансового аудита
3.4.1. Результаты аудиторской проверки оформляются актом, который подписывается должностным лицом, осуществляющим аудиторскую проверку, и вручается им руководителю проверяемого объекта аудита в течение 3 рабочих дней со дня окончания аудиторской проверки.
3.4.2. Объект аудита в течение 5 рабочих дней знакомится с врученным ему актом, подписывает его и возвращает должностному лицу, осуществляющему аудиторскую проверку. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
3.4.3. На основании акта составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), условиях и причинах таких нарушений;
информацию о наличии или отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в реестр бюджетных рисков, внесению изменений в планы внутреннего финансового контроля.
3.4.4. Отчет с приложением акта направляется руководителю главного администратора (главного распорядителя) средств бюджета Заволжского муниципального района, по результатам рассмотрения которого принимается решение о:
необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
недостаточности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;
направлении, при согласовании с главой администрации Заволжского муниципального района, материалов в правоохранительные органы в случае наличия признаков неустраняемых нарушений бюджетного законодательства.
3.5. Составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового аудита
3.5.1. Главные администраторы (главные распорядители) обеспечивают составление годового отчета о результатах осуществления ими внутреннего финансового аудита.
3.5.2. Отчет о результатах внутреннего финансового аудита должен включать в себя:
наименование объектов финансового аудита;
темы аудиторских проверок;
выявленные в ходе аудиторских проверок нарушения и замечания;
информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и замечаний, о наказании должностных лиц, допустивших нарушения;
рекомендации по улучшению деятельности учреждения и повышению эффективности.
3.5.3. Отчет о результатах внутреннего финансового аудита за отчетный год представляется в финансовый отдел администрации Заволжского муниципального района не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным годом.
------------------------------------------------------------------