Решение Ивановского областного суда от 05.11.2014 по делу N 3-18/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 приложения к постановлению РСТ Ивановской области от 17.12.2013 N 587-к/3 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям Родниковского муниципального района"> Свод законодательства
ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 ноября 2014 г. по делу № 3-18/2014
город Иваново
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Анохиной А.В.,
при секретаре П.О.,
с участием прокурора Хохловой А.П.,
представителя заявителя Л.А.,
представителя Региональной службы по тарифам Ивановской области П.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Р" о признании недействующим пункта 3 приложения к постановлению Региональной службы по тарифам Ивановской области от 17 декабря 2013 года № 587-к/3 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям Родниковского муниципального района",
установил:
17 декабря 2013 года принято постановление Региональной службы по тарифам Ивановской области № 587-к/3 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям Родниковского муниципального района".
В пункте 3 приложения к указанному постановлению ЗАО "Р" установлены тарифы на питьевую воду для бюджетных и прочих потребителей (без учета НДС) с календарной разбивкой: с 1 января 2014 года по 30 июня 2014 года в размере 14,43 руб. за 1 куб. метр; с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года в размере 14,78 руб. за 1 куб. метр.
Нормативный правовой акт официально опубликован в "Ивановской газете" № 233(5562), 19 декабря 2013 года.
Закрытое акционерное общество "Р" (далее - ЗАО "Р") обратилось в суд с заявлением о признании пункта 3 приложения к постановлению Региональной службы по тарифам Ивановской области от 17 декабря 2013 года № 587-к/3 недействующим. Заявление мотивировано тем, что при утверждении тарифа Региональной службой по тарифам Ивановской области (далее - РСТ Ивановской области) нарушены общие принципы регулирования тарифов, установленные пунктами 1, 5, 6 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". По мнению заявителя, при формировании тарифа не учтены планируемые расходы предприятия; необоснованно уменьшены расходы на оказание услуг производственного характера, выполняемые собственными силами, расходы на услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями, расходы на электроэнергию; необоснованно уменьшены затраты на оплату труда и снижены отчисления на социальные нужды. Экономически обоснованным для заявителя является тариф на холодную воду для прочих потребителей в размере 18,01 руб. за 1 куб. метр.
В судебном заседании представитель заявителя Л.А. заявление поддержал и пояснил, что ЗАО "Р" не согласно с решением РСТ Ивановской области только в части не включения при формировании тарифа расходов по оценке эксплуатационных запасов подземных вод.
Представитель РСТ Ивановской области П.Ю. просила в удовлетворении заявления отказать, поскольку нарушений действующего законодательства при установлении тарифа ЗАО "Р" не допущено.
Представители заинтересованных лиц Департамента финансов Ивановской области, Федеральной службы по тарифам в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и материалы дела об установлении тарифа, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление ЗАО "Р" удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
Пунктами 1, 5, 6 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", на нарушение которых ссылается заявитель, предусмотрено, что общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются:
1) приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению;
5) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения;
6) обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года № 47 утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Методические указания), действовавшие на момент установления оспариваемого тарифа.
В силу пунктов 12, 25, 26, 28, 29, 30 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы. Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае, если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
Согласно пункту 9 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой в соответствии с предельными индексами, установленными Федеральной службой по тарифам.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 21 октября 2013 года № 192-э/3 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год" максимальная величина роста тарифов для Ивановской области определена с 1 января 2014 года по 30 июня 2014 года - 100,0%, с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года - 104,1%.
Оспариваемое постановление принято в пределах полномочий, установленных Положением о Региональной службе по тарифам Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 1 февраля 2012 года № 19-п, с соблюдением установленного разделом IV Правил регулирования тарифов порядка открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов.
Из материалов тарифного дела следует, что регулирующим органом по заявлению ЗАО "Р" от 10 апреля 2013 года было открыто тарифное дело. Заявителем для формирования тарифа на холодную воду на 2014 год был представлен пакет документов и предложено установить тариф в размере 18,01 руб. за 1 куб. метр, что предполагало рост к действующему в 2013 году тарифу на 124,8%.
РСТ Ивановской области была проведена экспертиза представленных заявителем тарифных предложений.
При регулировании тарифа РСТ Ивановской области применен метод экономически обоснованных расходов.
Рост установленного РСТ Ивановской области тарифа составил с 1 января 2014 года по 30 июня 2014 года - 100,0%, с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года - 102,4%, что соответствует приказу Федеральной службы по тарифам от 21 октября 2013 года № 192-э/3.
При формировании тарифа РСТ Ивановской области приняты объемы полезного отпуска сторонним потребителям в соответствии с производственной программой ЗАО "Р", согласованной администрацией Родниковского городского поселения, в размере 298617 куб. метров по холодной воде, в том числе: прочие потребители - 120108 куб. метров, собственная производственная деятельность - 178509 куб. метров.
Расходы по статье "Сырье, основные и вспомогательные материалы" приняты в размере 124,62 тыс. руб., что на 1,46 тыс. руб. (0,01%) меньше суммы, планируемой ЗАО "Р", с учетом фактических расходов на 2012 год согласно представленным заявителем расшифровкам с учетом индексов роста цен производителей в 2013 году - 103,5%, в 2014 году - 106,6%, что соответствует пунктам 22, 39 Основ ценообразования, пунктам 20, 21, 32 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 21 Основ ценообразования обоснованно исключены расходы по монтажу и демонтажу насосов по статье "Услуги производственного характера, выполняемые собственными силами" в связи с тем, что данные расходы учитываются по статье "Затраты на оплату труда".
Расходы по статье "Электроэнергия" учтены в размере 1471,41 тыс. руб., что на 178,81 тыс. руб. (10,84%) меньше планируемой заявителем суммы 1650,22 тыс. руб., исходя из тарифа на электроэнергию на 2012 год в размере 2,5327316 руб. с применением индекса роста на 2013 год в размере 111,5% и на 2014 год в размере 107,2%, а также планируемого количества потребления электроэнергии, рассчитанного исходя из фактически затраченной электроэнергии в 2012 году в размере 486044 кВт. В соответствии с положениями пунктов 23, 48 Основ ценообразования при установлении тарифа обоснованно принят фактический объем электроэнергии за 2012 год, а не средний показатель за 2010, 2011, 2013 годы при отсутствии экономического обоснования необходимости увеличения расходов.
Расходы по статье "Затраты на оплату труда" учтены в размере 1075,88 тыс. руб., что на 80,79 тыс. руб. (6,98%) меньше планируемой заявителем - 1156,67 тыс. руб. Расчет заработной платы произведен в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования согласно представленному штатному расписанию на 2012 год с учетом индексов роста на 2013 год в размере 105,9% и на 2014 год в размере 105,4%, в связи с чем, обоснованно уменьшены и отчисления на социальные нужды в размере 31,3% от фонда оплаты труда до 336,75 тыс. руб. вместо планируемой суммы в 362,04 тыс. руб.
По статье "Услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями" согласно пункту 22 Основ ценообразования были приняты только заявленные расходы на оказание санитарно-эпидемиологических услуг в размере 108,85 тыс. руб. в соответствии с представленным договором на оказание санитарно-эпидемиологических услуг вместо заявленных 114,73 тыс. руб.; исключены расходы на проведение экспертизы сторонними организациями запасов подземных вод.
Доводы заявителя о необоснованном исключении по статье "Услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями" расходов по оценке эксплуатационных запасов подземных вод суд считает не состоятельными.
Из материалов тарифного дела следует, что заявителю была выдана лицензия на добычу питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения, технологического обеспечения водой предприятия и передачи другим потребителям на срок с 25 февраля 2009 года по 1 марта 2019 года. В соответствии с пунктом 12.1 Условий пользования недрами, являющимися неотъемлемой составной частью лицензии, недропользователь обязан в срок до 1 марта 2014 года с привлечением специализированной организации выполнить работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод и представить отчет на государственную экспертизу.
Согласно статье 29 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
В соответствии с Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 года № 69 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 460, от 22 января 2007 года № 37), государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов по подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых.
Таким образом, условие оценки и государственной экспертизы запасов подземных вод предусмотрено действующим законодательством о недрах и является обязательным условием недропользования вне зависимости от наличия данного требования в лицензии на право пользования недрами.
Тот факт, что в лицензии на пользование недрами установлено, что выполнение лицензионных условий осуществляется недропользователем в соответствии с действующим законодательством, не является основанием для признания заявленных расходов экономически обоснованными для включения при установлении тарифа.
Согласно пункту 30 Правил регулирования орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
Для установления тарифа на 2014 год заявителем в РСТ Ивановской области представлялся договор подряда на выполнение работ по оценке запасов питьевых подземных вод на действующем водозаборе ЗАО "Р", заключенный 25 февраля 2013 года с ОАО "И", которым общая стоимость работ была установлена в размере 598 260 руб. Однако данный договор был заключен без проведения соответствующих торгов, как того требует пункт 22 Основ ценообразования, сторонами не исполнялся и на момент принятия решения по установлению тарифа не действовал. Ранее заявителем уже заявлялись при установлении тарифа на холодную воду на 2012 - 2013 год затраты на проведение указанного вида работ, которые органом регулирования тарифов были исключены из сметы затрат, и заявителем в указанный период не проводились.
Оспаривая исключение данных расходов при установлении тарифа на 2014 год заявитель в суде ссылается на другой договор № 67/2013 от 2 октября 2013 года на выполнение работ по оценке запасов подземных вод для водоснабжения ЗАО "Р", города Родники Ивановской области, заключенный с ОАО "Г", на сумму 611070,08 руб., который в РСТ Ивановской области не представлялся.
Принятие к учету в тарифе 2014 года расходов по договору, который не действует, который не представлялся, не имеет экономического обоснования и противоречит принципам тарифного регулирования. Кроме этого, включение заявленных расходов по оценке эксплуатационных запасов подземных вод в расчет затрат приведет к росту тарифа на 124,8%, что превысит установленную приказом Федеральной службы по тарифам от 21 октября 2013 года № 192-э/3 максимальную величину роста тарифов для Ивановской области и приведет к нарушению Указа Губернатора Ивановской области от 4 июня 2014 года № 106-уг "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ивановской области на период с 1 июля 2014 года по 2018 год", которым предусмотрен предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Родниковском городском поселении - 104,9%.
Действия РСТ Ивановской области по уменьшению суммы расходов по ряду статей при установлении оспариваемого тарифа соответствуют действующему законодательству.
Доводы заявителя о том, что тариф, утвержденный для ЗАО "Р", не обеспечивает финансовые потребности предприятия и выполнение производственной программы, не подтверждаются соответствующими расчетами. Объемы поднятой и отпущенной в сеть потребителям воды согласно производственной программе остались на уровне, предлагаемом предприятием.
Установленные Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении тарифа РСТ Ивановской области не нарушены.
Принцип полного возмещения затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ, отсутствует среди основных принципов регулирования.
На потребителей услуг не могут быть возложены завышенные тарифы с целью компенсации всех затрат организаций коммунального комплекса, иное противоречило бы основному принципу государственного регулирования тарифов, определяющему обязательность достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.
Исключение отдельных видов планируемых расходов при расчете тарифов не противоречит действующему законодательству, является фактором сдерживания необоснованного роста тарифов.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, в удовлетворении заявления ЗАО "Р" следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 252, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении заявления Закрытого акционерного общества "Р" о признании недействующим пункта 3 приложения к постановлению Региональной службы по тарифам Ивановской области от 17 декабря 2013 года № 587-к/3 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям Родниковского муниципального района" отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий
А.В.АНОХИНА
------------------------------------------------------------------