Распоряжение Правительства Ивановской области от 09.07.2014 N 152-рп "О Концепции развития театрального дела в Ивановской области на период до 2020 года" Свод законодательства
ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 июля 2014 г. № 152-рп
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА
В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
В соответствии с Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1019-р, в целях сохранения позитивных тенденций в развитии театрального дела в Ивановской области, достигнутых в период 2003 - 2013 годов, и обеспечения планомерного и поступательного развития театрального дела в Ивановской области:
1. Утвердить Концепцию развития театрального дела в Ивановской области на период до 2020 года (прилагается).
2. Департаменту культуры и культурного наследия Ивановской области обеспечить обновление сайтов государственных театров Ивановской области, актуализировать их работу в соответствии с потребностями пользователей и установлением обратной связи с населением Ивановской области.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Ивановской области Кабанова А.Ю.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Ивановской области
П.А.КОНЬКОВ
Приложение
к распоряжению
Правительства
Ивановской области
от 09.07.2014 № 152-рп
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Общие положения
Концепция развития театрального дела в Ивановской области на период до 2020 года (далее - Концепция) строится в соответствии с Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1019-р, соответствует цели государственной программы Ивановской области "Культура Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 453-п.
Период реализации Концепции до 2020 года выбран для ориентира по следующим причинам:
в период 2004 - 2013 годов благодаря системному финансированию улучшена материально-техническая база государственных театров Ивановской области, повлиявшая на качество оказания государственных услуг и создавшая предпосылку к их дальнейшему развитию;
сформирована нормативная правовая база, регламентирующая основную деятельность театров;
период реализации Концепции определяется долгосрочной перспективой от 5 до 10 лет, что соответствует принятым в менеджменте срокам планирования деятельности;
реформирование финансовой системы Ивановской области и финансирование отрасли культуры, ориентированные на результат.
В Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в Ивановской области, сформулированы основные приоритеты Концепции, определены основные направления развития театрального дела в Ивановской области, механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.
Современное состояние театрального дела в Ивановской области
Сеть театров в Ивановской области сегодня включает 4 государственных театра, подведомственных Департаменту культуры и культурного наследия Ивановской области: государственное бюджетное учреждение Ивановской области "Ивановский музыкальный театр", государственное бюджетное учреждение Ивановской области "Ивановский областной театр кукол", областное государственное автономное учреждение "Ивановский областной драматический театр", автономное государственное учреждение Ивановской области "Кинешемский драматический театр имени А.Н. Островского".
Также на территории Ивановской области в сфере культуры работает 20 самодеятельных театральных коллективов, имеющих звание "Народный (образцовый)" коллектив, базирующихся в районных домах культуры.
Структура сети профессиональных театров в Ивановской области по состоянию на 01.01.2014 характеризуется данными, представленными в таблице 1.
Таблица 1
Вид театра
Кол-во, всего
Из общего количества театров
Минимальный социальный норматив <1>
Отклонение от норматива
федеральных
субъекта федерации
муниципальных
частных
Театры оперы и балета
1
0
1
0
0
1
0
Театры драмы
2
0
2
0
0
1
+1
Театры юного зрителя
0
0
0
0
0
1
-1
Театры кукол
1
0
1
0
0
1
0
Музыкально-драматические театры
0
0
0
0
0
1
-1
Прочие театры
20
0
0
0
0
0
0
Итого
24
0
4
0
0
5
-1
--------------------------------
<1> Социальные нормативы и нормы в части услуг государственных театров, устанавливающие минимальное количество государственных и муниципальных театров разных видов в субъектах Российской Федерации (кроме городов Москва и Санкт-Петербург), утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р.
Фактическая обеспеченность зрительскими местами в государственных театрах Ивановской области превышает минимальный социальный норматив. Таким образом, фиксируется высокая обеспеченность населения зрительскими местами в отношении всех профессиональных театральных площадок и непосредственно местами в театрах для детей.
Обеспеченность населения местами в зрительных залах театров и обеспеченность детей местами в зрительном зале театра кукол представлена в таблицах 2 и 3 соответственно.
Таблица 2
Вид театра
Название театра
Количество мест в зрительных залах театров
Зрительских мест на каждую тысячу жителей
Минимальный социальный норматив
Отклонение от норматива
г. Иваново - 408,96 тыс. человек
Театры оперы и балета
Ивановский музыкальный театр
1446
3,5
-
-
Театры драмы
Ивановский областной драматический театр
667
1,6
-
-
Театры кукол
Ивановский областной театр кукол
240
0,5
-
-
Всего
2353
5,75
5
+0,75
г. Кинешма - 87,8 тыс. человек
Театры драмы
Кинешемский драматический театр имени А.Н. Островского
603
6,9
-
+6,9
Всего
603
6,9
-
+6,9
Таблица 3
Вид театра
Название театра
Кол-во мест в зрительных залах театров
Зрительских мест на каждую тысячу детей
Минимальный социальный норматив
Отклонение от норматива (гр. 4 - гр. 5)
г. Иваново (число детей в возрасте от 5 до 15 лет - 36622 чел.)
Театр кукол
Ивановский областной театр кукол
240
-
-
-
Всего
240
6,6
3
+3,6
В условиях сокращения численности населения Ивановской области государственные театры осуществляют большую работу по привлечению зрителя на свои площадки, разрабатывают формы непосредственного взаимодействия с целевой аудиторией, что способствует нормализации показателя посещаемости государственных театров за последние 3 года на уровне 235 - 245 тыс. посетителей. Посещаемость государственных театров за период 2004 - 2013 годов и количество спектаклей, ежегодно представляемых зрителям, представлены в таблице 4.
Таблица 4
Годы
2004 год
2005 год
2006 год
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
Наименование показателя
Посещаемость (количество посетителей), тыс. чел.
213,6
208,2
189,3
189,5
230,1
208,5
247,6
233,5
235,9
250
Количество спектаклей
(и иных представлений), ед.
1096
1060
1076
969
1006
1169
1185
1056
1104
1120
Количество спектаклей, данных на выездных площадках (внутри региона), ед.
474
426
498
441
479
502
511
507
333
345
Ежегодно около 45% репертуарных спектаклей театры показывают на выездных площадках, обеспечивая доступность театрального предложения для жителей малых городов Ивановской области. Снижение показателя в 2012 - 2013 годах обусловлено сокращением выездной деятельности Ивановского областного театра кукол вследствие отсутствия собственного транспорта при сохранении процентного соотношения в реализации выездной деятельности других государственных театров Ивановской области.
Выездные спектакли государственных театров Ивановской области в муниципальные образования Ивановской области проводятся на площадках культурно-досуговых, образовательных и дошкольных учреждений, центров социальной защиты населения. Работа в данном направлении осложняется отсутствием в муниципальных образованиях Ивановской области сценических площадок, отвечающих современным требованиям к сценическому показу, техническому оснащению и уровню зрительского комфорта, а также отсутствием автотранспортных средств.
Особое значение в деятельности государственных театров Ивановской области имеют гастрольные проекты, обеспечивающие развитие театрального коллектива и рост удовлетворенности населения регионов Российской Федерации услугами профессиональных театров в целом. Сдерживающим фактором в развитии гастрольной деятельности является высокая стоимость организационных расходов, постоянное повышение тарифов на транспортные и гостиничные услуги.
Среди театральных коллективов Ивановской области наиболее успешно гастрольная деятельность осуществляется Ивановским музыкальным театром. За последние 3 года театр гастролировал в Туле, Рязани, Дзержинске, Брянске. Активная гастрольная деятельность осуществляется Кинешемским драматическим театром им. А.Н. Островского в Великом Новгороде, Тамбове, Мичуринске, Липецке и в городах Ивановской области. Ивановский областной драматический театр осуществляет практику обменных гастролей с Вологодским драматическим театром, Московским областным государственным драматическим театром имени А.Н. Островского, Академическим русским театром драмы имени Г. Константинова, Ивановский областной театр кукол - с Костромским и Рыбинским театрами кукол.
Ивановские государственные областные театры реализуют международные проекты совместно с Российскими центрами науки и культуры - в 2010 году театр кукол выступил в Белграде, в 2012 году Ивановский областной драматический театр представил спектакль "Про мою маму и про меня" русским соотечественникам, проживающим в Хельсинки.
Работа государственных театров с детьми и подростками
Особым направлением современного театрального процесса является развитие театра для детей. Посещаемость государственных театров детьми за 2004 - 2013 годы и количество спектаклей, ежегодно показываемых детской аудитории, представлены в таблице 5. С учетом отсутствия в Ивановской области государственного ТЮЗа (как и в половине субъектов Российской Федерации) особенно важно создавать и показывать спектакли для детей и подростков в действующих театрах, проводить политику приобщения детей к театру.
Таблица 5
Наименование показателя
2004 год
2005 год
2006 год
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
Посещаемость (количество посетителей) на спектаклях для детей, тыс. чел.
126,8
127,8
125,3
123,6
136,2
143,8
143,3
133,2
142,5
143,1
Количество спектаклей
(и иных представлений) для детской аудитории, ед.
749
724
759
697
700
845
778
717
701
705
Количество спектаклей, данных на выездных площадках (внутри региона), для детей, ед.
401
361
411
362
405
420
403
362
213
280
Количество спектаклей для детской аудитории в репертуаре театров, ед.
63
58
61
68
75
66
72
76
81
84
Ежегодно около 60% всего массива театральных спектаклей в Ивановской области дается для детей и подростков. В среднем детская аудитория составляет 62 - 65% посетителей театрально-зрелищных представлений.
В Ивановском областном драматическом театре действует абонементная программа "Театр - детям", ежегодно театр кукол проводит конкурс "Лучшая театральная семья" и совместно с управлением образования г. Иваново координирует проведение фестиваля-конкурса детских спектаклей "Солнечный лучик", 1 раз в 2 года проводит Международный фестиваль театров кукол "Муравейник". В Кинешемском драматическом театре при поддержке Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области проводится Всероссийский фестиваль для детей и юношества "Здравствуй, сказка!".
Ценовая политика театров
Ориентация на платежеспособный спрос при низком уровне доходов населения обуславливает умеренный размер цен на билеты подавляющего большинства театров России. Средняя цена одного посещения театрального мероприятия в 2011 году на территории Российской Федерации составила 288 рублей, мероприятия для детей - 154 рубля. В Ивановской области театрами применяется гибкая ценовая политика с учетом платежеспособности населения. Стоимость билетов на театрально-зрелищные мероприятия в 2013 году представлена в таблице 6.
Таблица 6
Наименование учреждения
Цены на билеты, руб.
открытие сезона
детские спектакли
репертуарные спектакли
премьерные спектакли
Кинешемский драматический театр имени А.Н. Островского
300 - 500
70
100
до 250
Ивановский музыкальный театр
130 - 320
150 - 200
150 - 320
200 - 350
Ивановский областной театр кукол
120 - 320
120 - 320
120 - 320
120 - 320
Ивановский областной драматический театр
150 - 340
120
120 - 280
150 - 340
Во всех театрах Ивановской области ведется систематическая работа по предоставлению возможности бесплатного посещения спектаклей социально не защищенными категориями граждан. Предусмотрены скидки на билеты для пенсионеров и студентов. Ежегодно театры Ивановской области на льготной и благотворительной основе обслуживают порядка 6000 зрителей.
Ивановские театры активно используют информационные технологии для работы со зрителями и предоставления им актуальной информации о своей деятельности. Все театры имеют собственные сайты в сети Интернет. С 2013 года в практику театральной деятельности повсеместно внедрена система электронного бронирования билетов.
Репертуарная политика
Из двух видов театральной деятельности - создание и показ спектаклей - определяющим для развития театра как вида искусства является создание новых постановок. Выбор репертуара, репетиционная работа при подготовке нового спектакля - основные составляющие творческого процесса.
В течение последних лет в репертуаре театров Ивановской области - 130 - 140 разножанровых спектаклей. Репертуар театров Ивановской области за 2004 - 2013 годы представлен в таблице 7. Ежегодно сводный репертуар театров обновляется не менее чем на 15,1%.
Таблица 7
Наименование показателя
2004 год
2005 год
2006 год
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
Количество спектаклей в репертуаре, ед.
124
127
126
133
134
125
133
136
148
151
Доля произведений русских и советских авторов в репертуаре, %
74
73
75
69
71
72
72
71
73
74
Количество новых и капитально восстановленных постановок, ед.
27
23
20
22
27
22
21
20
23
22
Гастрольная и фестивальная деятельность театров
Индикаторами развития театрального искусства являются театральные фестивали и зарубежные гастроли российских театров. Конкурсы, проводимые в рамках фестивалей, стимулируют творческий поиск.
Ивановский областной театр кукол - инициатор и организатор престижного Международного фестиваля театров кукол "Муравейник", который регулярно проводится с 1995 года - 1 раз в 2 года. На фестивале работает экспертный совет, в реализации проекта принимают участие критики из кабинета детских театров Союза театральных деятелей России, Международного союза деятелей театров кукол (UNIMA), театральные критики из Санкт-Петербурга и Москвы.
Ивановский областной драматический театр в 2012 году впервые организовал фестиваль "Парад премьер" в форме смотра лучших премьерных спектаклей завершающегося творческого сезона. В нем принимают участие ведущие театральные критики России, журналисты, искусствоведы, педагоги театральных вузов страны. В рамках фестиваля для актеров проводятся творческие лаборатории и мастер-классы.
В 2013 году состоялся I Международный фестиваль русской классической драматургии "Горячее сердце". Основной фестивальной площадкой стал Кинешемский драматический театр имени А.Н. Островского, фестивальные мероприятия прошли в большинстве городских округов и муниципальных районов Ивановской области.
За последние 2 года театры Ивановской области представили свои спектакли на нескольких международных и российских фестивалях: Ивановский драматический театр и театр кукол на X Международном театральном фестивале "Золотой Витязь", Ивановский областной драматический театр на фестивале "Подмосковные вечера" (г. Мытищи), Кинешемский театр на Международном театральном фестивале женского творчества имени М. Заньковецкой (г. Нежин, Украина). Труппа театра кукол - на фестивалях "Оренбургский Арбузник" и "Волжские встречи" в Костроме, VI Международном фестивале "Гаврош" (г. Москва).
Кадровый вопрос
В Ивановской области отсутствуют театральные вузы, при этом подготовка специалистов осуществляется в ГБОУ СПО ИО "Ивановский колледж культуры" по специальностям "Народное художественное творчество" (специализация "Хореографическое искусство"), "Музыкальное звукооператорское мастерство", "Актерское искусство" (квалификации "Актер драматического театра и кино", "Актер театра кукол") и ГБОУ СПО ИО "Ивановское музыкальное училище (колледж)" по специальностям "Инструментальное исполнительство", "Вокальное искусство", базой практики для студентов являются Ивановский областной театр кукол и Ивановский областной драматический театр. Подготовка кадров для музыкального театра на территории Ивановской области затруднена в связи с тем, что ГБОУ СПО ИО "Ивановское музыкальное училище (колледж)" не осуществляет подготовку кадров по специальности "Артист музыкального театра" (данным правом обладают исключительно высшие учебные заведения).
Структура кадрового состава государственных театров Ивановской области представлена в таблице 8.
Таблица 8
Количество персонала на 01.01.2014
Специалистов с высшим образованием
Специалистов со средним специальным образованием
Выпускников Ивановского колледжа культуры
Выпускников Ивановского музыкального училища (колледжа)
Выпускников Ивановского художественного училища имени М.И. Малютина
Получили высшее образование во время работы в театре
Ивановский музыкальный театр
191
90
84
13
19
3
11
Ивановский областной драматический театр
99
36
33
17
-
-
4
Ивановский областной театр кукол
44
18
14
11
1
3
6
Ивановский государственный театральный комплекс
83
11
-
-
-
1
-
Кинешемский драматический театр имени А.Н. Островского
102
30
48
1
-
-
5
Основа любого репертуарного театра - его труппа, артистический состав. От грамотно сформированной труппы зависит успешность творческого процесса. В театрах Ивановской области и в театральном комплексе работает 570 человек, из них около 50% - это художественно-артистический персонал. Благодаря комплексной работе Ивановского театра кукол и ГБОУ СПО ИО "Ивановский колледж культуры" более 50% состава труппы Ивановского театра кукол представлено актерами до 30 лет (приняты в труппу в 2012 году), в Ивановском областном драматическом театре этот показатель также достаточно высок и составляет 36,8%. Однако при этом существенная доля артистов имеет только среднее специальное образование. Характеристика театральных трупп по полу и возрасту по состоянию на 01.01.2014 представлена в таблице 9.
Таблица 9
Наименование учреждения
Всего артистического состава
До 30 лет
31 - 40 лет
41 - 50 лет
51 - 60 лет
61 и старше
Женщин
Мужчин
Кинешемский драматический театр имени А.Н. Островского
29
7
5
6
4
7
17
12
Ивановский музыкальный театр
101
20
21
23
26
11
52
49
Ивановский областной театр кукол
15
8
2
1
3
1
8
7
Ивановский областной драматический театр
38
14
9
4
3
8
21
17
Итого
183
49
37
34
36
27
98
85
Процентное соотношение, %
26,7
20,2
18,5
19,6
14,7
53,5
46,4
Кроме артистического и художественно-творческого состава театры нуждаются в работниках ряда специфических исполнительских профессий - художниках-декораторах, художниках-бутафорах, художниках-гримерах. Данных специалистов готовит ограниченный круг средних специальных образовательных заведений в городах Москве, Казани и Уфе, что не обеспечивает потребности отрасли. В связи с этим возрастает роль опытных сотрудников театров, которые могут передать свои знания, умения, навыки и обучить специалистов уже в процессе работы.
Острые кадровые проблемы, связанные с недоукомплектованностью профессиональными артистическими кадрами, испытывают все театры Ивановской области. Отсутствие служебного жилья не позволяет приглашать профессиональных актеров и специалистов редких театральных профессий. Частично решая проблему квалифицированных кадров за счет аренды жилья, театры Ивановской области тратят на наем квартир для артистов и приглашенных на разовые постановки специалистов более 2,0 млн. рублей ежегодно.
В Ивановской области оценка театральной деятельности осуществляется на расширенных заседаниях художественных советов театров, Совета по культуре при Губернаторе Ивановской области, а также комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты Ивановской области. Среди состоявшихся и имеющих свою историю театральных институтов активный участник театрального процесса - Союз театральных деятелей Российской Федерации, реализующий на основе собственной хозяйственной деятельности и различных, в первую очередь налоговых, льгот целый ряд значимых художественных инициатив, а также социальных программ в отношении творческих работников театра.
Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. Этим определяется необходимость государственной поддержки театральной деятельности и развитие государственно-частного партнерства в сфере театрального дела (на примере фестивалей "Муравейник" и "Горячее сердце").
В 2013 году наметились регионы-лидеры, имеющие наивысшие параметры соотношения средней заработной платы в сфере культуры к средней по экономике региона и при этом обеспечивающие наилучшую динамику роста заработной платы работников культуры в 2013 году, среди них - Ивановская область. Средняя заработная плата персонала в государственных театрах Ивановской области только в I квартале 2013 года имела тенденцию существенного роста. Повышение заработной платы осуществляется за счет средств бюджета и внебюджетных источников, до 60% от внебюджетных (заработанных) театрами средств направляется на заработную плату работникам. Сведения о средней заработной плате в государственных театрах Ивановской области представлены в таблице 10.
Таблица 10
Наименование учреждения
Размер средней з/платы по учреждению
% роста
В том числе
I кв. 2012 года
I кв. 2013 года
административный персонал
%
основной персонал
%
рабочие
%
I кв. 2012 года
I кв. 2013 года
I кв. 2012 года
I кв. 2013 года
I кв. 2012 года
I кв. 2013 года
Ивановский музыкальный театр
11510
13140
14
21871
22168
1
12603
13733
8
7140
9141
28
Ивановский областной театр кукол
10945
12514
14,3
18089
17357
-4
10572
13067
23,6
6914
8760
26,7
Ивановский областной драматический театр
11800
13600
15
21400
24600
15
11900
13700
15
7800
9000
15
Помимо финансирования через государственное задание в Ивановской области реализуется система адресной поддержки деятелей театра в рамках реализации Закона Ивановской области от 06.05.2011 № 37-ОЗ "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций" и постановления Правительства Ивановской области от 30.03.2012 № 107-п "О порядке, объемах и условиях предоставления поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, зарегистрированным и действующим на территории Ивановской области", ежегодно проводится конкурс социально значимых проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, в котором принимает участие Ивановское региональное отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации. Ежегодно художественно-артистический персонал театров Ивановской области награждается премиями Губернатора Ивановской области "За личный вклад в развитие культуры Ивановской области", театральными премиями имени народного артиста СССР Л.В. Раскатова в области профессионального театрального искусства Ивановской области. Таким образом, на протяжении последних лет в Ивановской области сложилась устойчивая система мер по поддержке и развитию профессионального искусства, которая должна быть сохранена.
Материально-техническая база
Структура использования материально-технической базы государственных театров Ивановской области по состоянию на 01.01.2014 представлена в таблице 11.
Таблица 11
N
Название театра
Форма собственности (федеральная, региональная, муниципальная)
Здание (помещения) театра
Оборудование нуждается
общая площадь (кв. м) и год строительства, последней реконструкции (кап. ремонта)
требует капитального ремонта
требует комплексной реконструкции
в аварийном состоянии, ремонту не подлежит
в частичном обновлении
в полном обновлении
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
ГБУИО "Ивановский музыкальный театр"
региональная
5217,15 м2, капитальный ремонт зала, сцены и фойе проведен в 2011 году
да (гримкомнаты, помещения цехов)
нет
нет
транспорт
нет
2
ГБУИО "Ивановский областной театр кукол"
региональная
1167,3 м2, капитальный ремонт проведен в 2008 году
нет
нет
нет
световое и звуковое оборудование
театральные кресла, транспорт
арендует находящееся в муниципальной собственности нежилое помещение под мастерские для изготовления театрального реквизита - 351,8 м2 (г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 59)
нет
нет
нет
да
нет
здание складских объемных декораций, введено в эксплуатацию в 1993 году, находилось в аренде, в 2006 году передано в оперативное управление, 355,2 м2 (г. Иваново, ул. 10 Августа, д. 19а)
да
нет
нет
нет
нет
3
ОГАУ "Ивановский областной драматический театр"
региональная
3688,3 м2, ремонт зрительного зала с заменой кресел проведен в 2009 году
да (гримкомнаты, помещения цехов, планшет сцены)
нет
нет
да, транспорт
световое и звуковое оборудование, механика сцены
4
ГБУИО "Ивановский государственный театральный комплекс"
региональная
23404,9 м2 (площади театров входят в общую площадь здания, так как учреждение их обслуживает), здание введено в эксплуатацию в 1987 году после комплексной реконструкции, проходившей с 1965 по 1986 годы, 1409,3 м2 из общего объема здания в 24814,2 м2 принадлежит ЗАО "Мед" (предприятия общественного питания)
да, коммуникационные сети (отопление, водопровод, система пожаротушения, ливневая канализация), системы электрообеспечения, АТС, вентиляции и кондиционирования, внутренние помещения с установкой противопожарных дверей, кровля, дорожное покрытие под кассовым залом
фасад (замена окон на площади 95 м2), наружная отделка 4-го яруса и касс, боковых лестниц, служебного входа
нет
пожарный занавес музыкального театра, грузовой и малый пассажирский лифты, тепловые завесы
система видеонаблюдения
5
АГУИО "Кинешемский драматический театр имени А.Н. Островского"
региональная
2923,0 м2, введено в эксплуатацию в 1978 году, капитальный ремонт здания проведен в 2011 году
косметический ремонт в звукорежиссерской, осветительной, диммерной
нет
нет
транспорт, привод занавеса, штанкетное хозяйство
направляющие декорационных подъемов
Капитальный ремонт здания Ивановского государственного театрального комплекса начался в 2001 году. Продолжается комплексная реконструкция фасадов и прогулочных фасадов комплекса, в 2008 году произведен ремонт фойе, зала, внутренних помещений театра кукол, в 2009 году отремонтированы фойе и зал Ивановского областного драматического театра, в 2013 году завершен капитальный ремонт Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского, отремонтированы зал и фойе музыкального театра. В залах Кинешемского драматического театра и музыкального театра полностью обновлено световое и звуковое оборудование. В здании Ивановского театрального комплекса создано помещение "Зимнего сада" для отдыха зрителей, открыта студия звукозаписи "Иван-рекордз".
По инициативе Губернатора Ивановской области в течение 2007 - 2012 годов на проведение ремонтных работ, закупку и монтаж нового профессионального сценического театрального оборудования из средств областного бюджета израсходовано более 300,0 млн. руб.
Приоритетом расходования бюджетных средств в течение последних лет был ремонт помещений, связанных с пребыванием зрителей, ремонту не подвергались помещения, связанные с пребыванием артистов и сотрудников, гримировочные комнаты (кроме театра кукол), места общего пользования, лестницы и площадки, коридоры, технические помещения. В здании необходима реконструкция части лифтового оборудования. Ремонт внутренних коммуникационных систем здания производился только по мере возникновения аварийных ситуаций. Комплексно не ремонтировались системы отопления, водопровода, канализации, телефонии, сигнализации, система вентиляции. В целях обеспечения противопожарной безопасности необходимо установить контур заземления и осуществить замену электропроводки здания.
На устаревшем и изношенном световом оборудовании работает труппа Ивановского областного драматического театра. Театральные световые прожекторы малоканальные, ими невозможно управлять, они не создают достаточное для театральных постановок количество "световых точек". Звуковое оборудование также не отвечает современным требованиям, а после реконструкции зала в 2009 году, в ходе которой по предписанию органов Госпожнадзора древесная плита стен была заменена гипсокартоном, звук ухудшился в еще большей степени.
Создание условий для работы театра на высоком, качественном уровне также обусловливает необходимость проведения капитального ремонта планшета и механики сцены Ивановского областного драматического театра. Технологические особенности конструкции сцены таковы, что на ней отсутствует театральная машинерия, нет поворотного круга, отсутствуют канатные дороги и лебедки, подъемные механизмы на заднике сцены, что не позволяет внедрять разноплановые решения сценического пространства и проводить на данной сцене мероприятия областного уровня. На сегодняшний день технические возможности сцены Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского в разы превосходят устройство сцены областного театра драмы, который в течение года посещает 90,0 тыс. зрителей (Кинешемский театр - 36,0 тыс. зрителей).
Ивановский областной театр кукол работает на световом и звуковом оборудовании 1980-х годов выпуска. Смонтированные в зале театра кресла при введении в эксплуатацию здания театрального комплекса в 1987 году к настоящему времени выработали свой ресурс.
Театрально-концертные учреждения вынуждены ограничивать собственную выездную и гастрольную деятельность в связи с крайне неудовлетворительным состоянием автопарка. При этом в транспортных средствах театры нуждаются в большей степени, чем какие-либо учреждения сферы культуры. Имеющиеся в их распоряжении автобусы и микроавтобусы "Газель" эксплуатируются от 12 до 15 лет, такой транспорт небезопасен для перевозки артистов. Из-за неудовлетворительного состояния автотранспортных средств срываются выездные спектакли, в общей сложности на ремонт и аренду автотранспорта театры ежегодно тратят более 1,0 млн. рублей.
В связи с вышеобозначенными проблемами приоритеты настоящей Концепции выглядят следующим образом.
Основными приоритетами Концепции являются:
1. Увеличение посещаемости государственных театров Ивановской области, в том числе за счет привлечения внимания к театральному искусству молодежи из отдаленных от областного центра городских и сельских поселений региона.
2. Повышение доступности государственных театров Ивановской области для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Расширение театрального репертуара с учетом потребностей и предложений жителей Ивановской области.
4. Организация взаимодействия с любительскими театральными коллективами сферы культуры Ивановской области.
5. Привлечение новых квалифицированных кадров в театральную отрасль.
6. Развитие театроведения и театральной критики в регионе.
7. Совершенствование и модернизация материально-технической базы государственных театров Ивановской области.
Основные направления развития театрального дела
в Ивановской области
1. Стимулирование увеличения посещаемости государственных театров Ивановской области.
1.1. Сохранение возможности бесплатного посещения театров социально не защищенными категориями населения.
1.2. Формирование гибкой ценовой политики при посещении театрально-зрелищных представлений.
1.3. Постоянная актуализация и обновление официальных сайтов театрально-зрелищных учреждений.
1.4. Расширение взаимодействия средств массовой информации и государственных театров Ивановской области в сфере продвижения профессионального театрального продукта.
1.5. Создание комфортных условий для посещения государственных театров Ивановской области лицами с ограниченными возможностями здоровья.
1.6. Приглашение с гастролями ведущих российских театров.
1.7. Возобновление системы театрального абонемента для учащихся Ивановской области.
1.8. Поддержка практики проведения театральных фестивалей в Ивановской области.
2. Расширение театрального репертуара с учетом потребностей и предложений жителей Ивановской области, в том числе с использованием пьес современных авторов и постановки для детской аудитории.
2.1. Экономическое стимулирование театров к подготовке новых спектаклей, в том числе с учетом художественной миссии театра, в рамках финансирования государственных заданий и в иных формах.
2.2. Обеспечение эффективного взаимодействия творческого процесса и театральной критики.
2.3. Изучение репертуара иных театров Российской Федерации, баз данных и электронных библиотек драматургии, использование возможностей электронных технологий для обмена и распространения информации по вопросам репертуара театров.
2.4. Взаимодействие с Союзом театральных деятелей России, участие в грантовых конкурсах на создание спектаклей и поддержку молодых драматургов, режиссеров.
2.5. Расширение театрального предложения за счет появления новых сценических площадок, в том числе негосударственных.
3. Организация взаимодействия с любительскими театральными коллективами сферы культуры Ивановской области.
3.1. Стимулирование взаимодействия репертуарных театров и любительских театральных объединений.
4. Усиление кадрового потенциала государственных театров Ивановской области.
4.1. Возрождение и развитие системы повышения квалификации театральных специалистов.
4.2. Целевая подготовка театральных специалистов в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования Ивановской области.
4.3. Создание условий для привлечения в театры Ивановской области высококвалифицированных театральных специалистов и творческих деятелей из других регионов Российской Федерации.
5. Развитие театроведения и театральной критики в регионе:
5.1. Обеспечение государственной поддержки проведения театроведческих и краеведческих научно-практических конференций с участием молодых ученых и студентов.
5.2. Содействие исследованиям молодых ученых в области театра.
5.3. Оказание поддержки изданиям и публикациям о театре, ориентированным на гармоничное сочетание театральной критики, истории и теории театра, комплексный анализ спектакля.
5.4. Организация дискуссий, круглых столов и других форм театрально-критической практики в программах театральных фестивалей, проводимых в Ивановской области.
6. Адресная поддержка творческих инициатив и проектов в сфере театрального искусства.
6.1. Сохранение творческого потенциала и материального комплекса театров.
6.2. Проведение областных конкурсов на реализацию социально значимых проектов в сфере театрального мастерства.
6.3. Осуществление адресной поддержки фестивальных и постановочных проектов театров.
6.4. Осуществление поддержки гастрольной и выездной деятельности в Ивановской области и за ее пределами.
7. Укрепление материально-технической базы государственных театров Ивановской области.
7.1. Проведение ремонтных работ помещений, связанных с пребыванием артистов и работников театра, а также мест общего пользования.
7.2. Проведение комплексных ремонтных работ внутренних инженерно-коммуникационных систем.
7.3. Обеспечение замены электропроводки с целью обеспечения противопожарной безопасности.
7.4. Проведение капитального ремонта планшета и механики сцены Ивановского областного драматического театра.
7.5. Обновление звукового и светового оборудования Ивановского областного драматического театра.
7.6. Обновление звукового и светового оборудования Ивановского областного театра кукол.
7.7. Модернизация и обновление зрительного зала Ивановского областного театра кукол.
7.8. Замена устаревших транспортных средств государственных театров Ивановской области.
Механизм и организационное обеспечение реализации Концепции
Мониторинг, оценку и координацию деятельности государственных театров Ивановской области в части реализации концепции осуществляет Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области.
Эффективная реализация Концепции возможна при включении расходов на ее реализацию в государственную программу Ивановской области "Культура Ивановской области".
Реализация отдельных положений Концепции возможна при наличии у государственных театров Ивановской области внебюджетных источников финансирования, а также доходов, получаемых от предпринимательской деятельности.
Реализация Концепции осуществляется в соответствии с планом (прилагается).
Ожидаемые результаты от реализации Концепции
Реализация Концепции в полной мере позволит:
1. Увеличить посещаемость государственных театров Ивановской области.
2. Сохранить сеть государственных театров в Ивановской области.
3. Развивать традиции репертуарного театра.
4. Укрепить межрегиональные культурные связи.
5. Увеличить количество гастрольных поездок по сравнению с показателями 2013 года в 2 раза.
6. Поддержать любительское театральное искусство и укрепить связи самодеятельных коллективов с профессиональными деятелями театра.
7. Способствовать приобретению для всех государственных театров Ивановской области служебной жилой площади для временного проживания приглашаемых на работу артистов, режиссеров, балетмейстеров, художников и других специалистов.
8. Завершить реконструкцию зданий и помещений, модернизацию звукового, сценического и светового оборудования театров Ивановской области.
9. Создать комфортную среду для пребывания в государственных театрах Ивановской области людей с ограниченными возможностями здоровья.
Приложение
к Концепции
развития театрального дела
в Ивановской области на период до 2020 года
ПЛАН
мероприятий по реализации Концепции развития
театрального дела в Ивановской области на период
до 2020 года
N
Наименование мероприятия
Срок реализации
Ответственные исполнители
1
Создание единой базы данных театров всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также нетеатральных сценических площадок, используемых театрами, на территории Ивановской области
2014 г.
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области, органы управления сферой культуры муниципальных образований Ивановской области, областной координационно-методический центр культуры и творчества
2
Анализ возможностей использования в театральных целях зданий и помещений
2014 г.
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области, органы управления сферой культуры муниципальных образований Ивановской области, областной координационно-методический центр культуры и творчества
3
Реализация мероприятий государственной программы Ивановской области "Культура Ивановской области"
2014 - 2018 гг.
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области
4
Разработка планов развития государственных театров Ивановской области на среднесрочную перспективу
2014 г.
государственные театры Ивановской области, Ивановское отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации
5
Заключение и реализация соглашений о сотрудничестве между государственными театрами Ивановской области и органами управления сферой культуры муниципальных образований Ивановской области по организации гастролей, культурных проектов и иных мероприятий в малых городах и сельской местности
2014 - 2020 гг.
органы управления сферой культуры муниципальных образований Ивановской области, государственные театры Ивановской области
6
Реализация международных и межрегиональных соглашений Правительства Ивановской области в части культурного обмена в сфере театрального искусства, в т.ч. проведения гастролей и фестивалей
2014 - 2020 гг.
Правительство Ивановской области, Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области, государственные театры Ивановской области
7
Разработка и заключение соглашения о сотрудничестве между Департаментом культуры и культурного наследия Ивановской области и Ивановским региональным отделением Союза театральных деятелей Российской Федерации
2014 г.
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области, Ивановское региональное отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации
8
Разработка комплекса мероприятий по развитию театроведения в регионе и расширению театрального предложения для детей и подростков
2014 - 2015 гг.
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области, Ивановское региональное отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации, государственные театры Ивановской области, кафедра истории и культурологии Ивановского государственного химико-технологического университета
9
Ежегодный мониторинг хода реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции долгосрочного развития театрального дела в Ивановской области на период до 2020 года
2014 - 2020 гг.
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области, Ивановское региональное отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации, государственные театры Ивановской области, органы управления сферой культуры муниципальных образований Ивановской области
10
Создание общественного репертуарного совета
июнь 2014 г.
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области, Департамент внутренней политики Ивановской области, Департамент образования Ивановской области, Ивановское отделение Союза театральных деятелей России
11
Создание независимого совета критиков
август 2014 г.
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области, Ивановское отделение Союза театральных деятелей России
12
Проработка возможности создания на базе гуманитарного факультета (кафедра истории и культурологии ИГХТУ) актерского курса для подготовки профессиональных кадров для Театра юного зрителя
2014 - 2015 гг.
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области, Ивановский государственный химико-технологический университет
13
Создание на базе Ивановского государственного драмтеатра Театра юного зрителя (при наличии дополнительного финансирования)
2018 - 2020 гг.
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области, Ивановский государственный драматический театр
------------------------------------------------------------------