Распоряжение Правительства Ивановской области от 07.05.2014 N 96-рп "Об утверждении Программы повышения эффективности управления государственными финансами Ивановской области на период до 2018 года" Свод законодательства
ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 мая 2014 г. № 96-рп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД
ДО 2018 ГОДА
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р, в целях принятия мер по повышению эффективности управления государственными финансами Ивановской области:
1. Утвердить Программу повышения эффективности управления государственными финансами Ивановской области на период до 2018 года (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффективности управления муниципальными финансами.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Ивановской области Грузнова А.П.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Ивановской области
П.А.КОНЬКОВ
Приложение
к распоряжению
Правительства
Ивановской области
от 07.05.2014 № 96-рп
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА
Программа повышения эффективности управления государственными финансами Ивановской области на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах и определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области в указанной сфере.
Общая характеристика сферы реализации Программы
повышения эффективности управления государственными
финансами Ивановской области, описание основных
проблем в указанной сфере
В последние годы финансовая ситуация в бюджетном секторе Ивановской области заметно осложнилась - существенно увеличился государственный долг, ежегодно областной бюджет принимается и исполняется со значительным дефицитом, возросла долговая нагрузка на местные бюджеты.
Переломным моментом, определившим текущие тенденции в сфере государственных и муниципальных финансов Ивановской области, стал мировой финансово-экономический кризис 2008 - 2009 годов. Вследствие распространения кризисных явлений в российской экономике в 2009 году существенно снизились объемы налоговых поступлений в областной бюджет. Наряду с этим в 2009 - 2011 годах реализовывались меры по нивелированию последствий финансового кризиса, требовавшие выделения дополнительных бюджетных ассигнований (в части финансирования дополнительных программ занятости, социальной защиты, сдерживания роста тарифов для населения и т.п.).
Как следствие, дефицит областного бюджета в эти годы был близок к предельным значениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
К 2012 году экономика Ивановской области по большей части восстановилась от последствий кризиса, однако к этому времени уже был накоплен значительный объем государственного долга, заметно возросли расходы на его обслуживание.
В 2012 - 2013 годах возникли новые факторы финансового давления на областной бюджет, ключевым из которых было финансовое обеспечение поэтапного повышения заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Следствием реализации указанных мер стало сохранение дефицита областного бюджета на высоком уровне и дальнейший рост государственного долга Ивановской области.
Выполнение вышеперечисленных указов Президента Российской Федерации потребует еще большего увеличения расходов в ближайшие годы.
В последние 5 лет в Ивановской области были предприняты значительные усилия, направленные на модернизацию государственных и муниципальных финансов. В 2007 - 2010 годах реализовывалась Программа реформирования региональных финансов Ивановской области, в 2011 - 2012 годах - Программа Правительства Ивановской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2012 годы.
Наиболее важными и значимыми результатами реализации перечисленных программных документов стали:
переход к формированию областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период (трехлетнему бюджету), который расширил горизонт планирования, повысил гибкость осуществления бюджетных расходов, прогнозирования доходов и способствовал принятию взвешенных финансовых решений на трехлетнюю перспективу;
внедрение в практику составления и исполнения областного бюджета долгосрочных и ведомственных целевых программ, государственных заданий, которые увязали расходы областного бюджета с количественными показателями результатов деятельности, позволили принимать решения о расходах, в том числе исходя из плановых результатов их осуществления. На начало 2013 года в рамках целевых программ формировалось более 60% расходов областного бюджета. С 2014 года перешли к составлению областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области;
составление областного бюджета на основе выделения действующих и принимаемых обязательств, обеспечивающее безусловное исполнение в полном объеме ранее принятых (установленных) обязательств. Внедрен механизм конкурсного распределения принимаемых обязательств, обеспечивающий выделение ресурсов на наиболее актуальные и результативные направления;
повышение объективности межбюджетного регулирования и предсказуемости объемов дотаций для бюджетов муниципальных образований - установлены прозрачные механизмы определения общего объема дотаций для местных бюджетов, их распределения между муниципальными образованиями. Установлены правила, не допускающие снижения объема дотаций для отдельных местных бюджетов. Как следствие, существенно расширились возможности органов местного самоуправления по прогнозированию поступлений и эффективному использованию бюджетных средств;
создание системы мониторинга и оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств областного бюджета;
реструктуризация сектора государственных учреждений - появились "новые" бюджетные и автономные учреждения, имеющие расширенную финансово-хозяйственную самостоятельность, - на начало 2013 года их доля составила 64,5% от общего числа областных государственных учреждений. Деятельность бюджетных и автономных учреждений осуществляется на основе государственных заданий, предъявляющих требования к объему и качеству оказываемых учреждениями услуг, выполняемых работ. С 2011 года объемы финансового обеспечения государственных заданий определяются с применением нормативного финансирования.
Изменения количества областных государственных учреждений Ивановской области за 2011 - 2013 годы характеризуются следующими данными:
На 01.01.2011
На 01.01.2012
На 01.01.2013
На 01.01.2014
Всего учреждений:
253
247
294
289
в том числе:
- казенные
88
88
86
- бюджетные
137
200
197
- автономные
5
8
6
6
В связи с передачей с 01.01.2012 полномочий по оказанию медицинской помощи населению с муниципального уровня на уровень субъекта и передачей на финансирование из областного бюджета учреждений среднего профессионального образования, ранее финансируемых из федерального бюджета, число областных государственных учреждений увеличилось на 55 учреждений. В течение 2012 - 2013 годов активно проводилась работа по оптимизации сети областных государственных учреждений. В результате число областных государственных учреждений в сфере образования сократилось на 7 учреждений, в сфере здравоохранения - на 4 учреждения, в сфере социального обслуживания - на 3 учреждения.
По состоянию на 01.01.2014 в структуре сети областных государственных учреждений Ивановской области преобладающую долю составляют бюджетные учреждения (68,2%). Доля областных государственных автономных учреждений Ивановской области составляет 2,1%, доля областных государственных казенных учреждений Ивановской области - 29,7% от общего количества областных государственных учреждений.
В рамках реализации данного мероприятия подготовлены нормативные правовые акты Ивановской области, определяющие:
порядок установления (корректировки) и применения нормативов затрат на оказание государственных услуг Ивановской области;
порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственных заданий главными распорядителями средств областного бюджета, в ведении которых находятся государственные казенные учреждения Ивановской области, и исполнительными органами государственной власти Ивановской области, осуществляющими функции и полномочия учредителя государственных бюджетных и государственных автономных учреждений Ивановской области;
порядок определения объема и условий предоставления из областного бюджета государственным бюджетным и государственным автономным учреждениям Ивановской области субсидий на иные цели;
порядок осуществления государственным бюджетным (автономным) учреждением Ивановской области полномочий исполнительного органа государственной власти Ивановской области по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления и другие.
В результате проделанной работы начиная с 2012 года осуществлен переход к финансовому обеспечению областных государственных бюджетных и областных государственных автономных учреждений Ивановской области путем предоставления субсидий на оказание государственных услуг Ивановской области исходя из утвержденных нормативов затрат и государственных заданий.
На протяжении последних лет в Ивановской области осуществляется планомерный процесс реформирования государственных финансов в сфере долговой политики:
разработаны и приняты методики:
- определения долговой нагрузки на областной бюджет с учетом действующих и планируемых к принятию в среднесрочном периоде долговых обязательств,
- определения максимально возможного привлечения долговых обязательств,
- оценки платежеспособности областного бюджета;
проведены работы по оптимизации расходов на обслуживание долговых обязательств;
в 2013 году в рамках реализации ведомственной целевой программы по управлению государственным долгом производилось:
- досрочное погашение долговых обязательств,
- привлечение кредитов на условиях, позволяющих снизить стоимость заемных средств,
- своевременное исполнение обязательств по обслуживанию государственного долга,
- контролирование предельного объема расходов на обслуживание государственного долга.
В результате сложилась экономия средств на обслуживание долговых обязательств в сумме более 135 млн. руб. от первоначально запланированных расходов.
По состоянию на 01.01.2014 объем государственного долга составил 10350,0 млн. руб., что больше на 39% по сравнению с показателем на 01.01.2013.
Ивановская область имеет более жесткие бюджетные ограничения по сравнению с субъектами Российской Федерации, входящими в Центральный федеральный округ, - относительно невысокий уровень собственных доходов консолидированного бюджета Ивановской области приводит к необходимости более эффективного управления доходами областного бюджета. По уровню налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета на душу населения в 2013 году Ивановская область занимала 17 место среди субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа.
В сфере управления доходами областного бюджета достигнуты определенные позитивные изменения:
осуществляется оценка эффективности предоставления налоговых льгот и принимаются меры к сокращению неэффективных налоговых льгот;
установлены условия предоставления налоговых льгот, предусматривающие отсутствие у налогоплательщиков недоимки по налоговым платежам;
осуществляется мониторинг дебиторской задолженности областного бюджета;
осуществляется мониторинг уплаты налогов крупнейшими налогоплательщиками Ивановской области.
В настоящее время сформированы основы современной системы управления государственными финансами на базе информационно-технологической инфраструктуры Департамента финансов Ивановской области, главных распорядителей бюджетных средств и финансовых органов муниципальных образований Ивановской области, обеспечивающей полный охват бюджетных процессов сектора государственного управления (кроме внебюджетных операций и операций государственных внебюджетных фондов).
Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности.
В целях удовлетворения указанных требований, а также повышения качества управления государственными финансами в 2011 - 2013 годах:
выполнены работы по оптимизации, развитию и модернизации информационных систем с целью совершенствования управления бюджетными процессами, расширению информационного взаимодействия между участниками бюджетного процесса, повышению оперативности сбора, обработки, консолидации и анализа информации;
обеспечена интеграция информационных процессов составления, исполнения областного бюджета, бюджетного учета и подготовки финансовой и регламентированной отчетности за счет внедрения новых информационных и коммуникационных технологий, внедрена технология СМАРТ, обеспечивающая удаленную работу пользователей (главных распорядителей областного бюджета) в программных комплексах;
внедрен электронный юридически значимый документооборот с применением электронной подписи в информационных системах по сбору и консолидации бюджетной отчетности, планированию и исполнению областного бюджета, его подсистемах составления и ведения сводной бюджетной росписи, кассового плана, реестра расходных обязательств, плана доходов (временные циклы работы с финансовыми документами (ввод, согласование и утверждение) сократились на 20%, программные комплексы позволяют осуществлять полный контроль за движением документов и исполнительской дисциплиной);
проведена регистрация и успешно проводится работа в единой информационной аналитической системе сбора и свода отчетности (ЕИАС), являющейся подсистемой "Электронного бюджета", одной из первых введенной в эксплуатацию Министерством финансов Российской Федерации;
регулярно в сети Интернет размещается информация об основных аспектах общественных финансов - планировании и исполнении бюджета, кредиторской задолженности и государственном долге, бюджетных инвестициях и т.д. В 2013 году на официальном сайте Департамента финансов Ивановской области в доступной для граждан форме был размещен аналитический материал по проекту бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов ("Бюджет для граждан").
В 2008 - 2012 годах была осуществлена модернизация методов планирования бюджетных ассигнований, внедрен электронный документооборот между финансовым органом и главными распорядителями бюджетных средств, органами местного самоуправления, повысилась нормативная регламентация расходов, возросли качество и эффективность администрирования расходов бюджета, сформирована законодательная база для создания резервного фонда Ивановской области.
В целях обеспечения сбалансированности областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Ивановской области Правительством Ивановской области в 2014 году утвержден план мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Ивановской области на 2014 - 2016 годы.
Несмотря на достигнутые результаты в сфере управления государственными финансами Ивановской области, реализация мер в этом направлении не способна переломить общую направленность на усиление напряженности в секторе государственных финансов Ивановской области.
Наряду с положительными результатами в сфере управления государственными финансами Ивановской области в настоящее время сохраняется ряд недостатков и нерешенных проблем, в том числе:
не представляется возможным снизить объем государственного долга по причине опережающего роста объема бюджетных обязательств, обусловленных необходимостью развития социальной сферы и экономики Ивановской области. Дополнительные расходные обязательства приводят к росту объема заимствований, расходов на их обслуживание. Поэтому в процессе исполнения областного бюджета для обеспечения его сбалансированности и устойчивости, а также минимизации рисков невыполнения принятых обязательств необходимо эффективное управление государственным долгом;
остается невысоким качество планирования поступления доходов областного бюджета. Отклонение фактически поступивших доходов от первоначально запланированного объема в 2012 году составило 10,68%, в 2013 году - 5,55%. По отдельным главным администраторам - органам государственной власти Ивановской области фактическое исполнение администрируемых доходов превышает первоначальный прогноз в 2 - 3 раза, а иногда в десятки раз. В течение финансового года прогноз по доходам неоднократно уточняется. С другой стороны, бюджетные назначения по ряду источников доходов в значительной степени отличаются от предложений главных администраторов доходов, что снижает ответственность главных администраторов доходов за достоверность прогнозов;
ограниченность применения оценки качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств в секторе государственного управления;
не удается на практике увязать стратегическое планирование с бюджетным планированием, недостаточно активно внедряются в бюджетный процесс способы оптимизации бюджетных расходов по результатам деятельности областных государственных бюджетных и областных государственных автономных учреждений Ивановской области за отчетный период;
отсутствие в рамках действующего законодательства действенных методов оценки деятельности государственных учреждений, а также методов оценки эффективности использования ими бюджетных средств;
формальное проведение преобразования государственных учреждений при фактическом сохранении ранее сложившихся механизмов функционирования учреждений, их взаимодействия с органами власти и потребителями услуг;
определение средних нормативов затрат исходя из отчетного и планируемого объема бюджетных ассигнований с учетом индексации расходов прошлых лет при отсутствии методик определения единых нормативов в соответствующих отраслях;
непрозрачность дифференциации нормативов финансового обеспечения оказания государственных услуг. В связи с этим затруднены объективное сопоставление затрат учреждений, связанных с оказанием государственных услуг, и оценка эффективности их деятельности;
несоответствие видов деятельности учреждений, носящей явно коммерческий характер, целям создания учреждений;
отсутствие независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций, публичных рейтингов их деятельности.
Цель и задачи Программы
Целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования средств областного бюджета при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Ивановской области.
Для достижения цели Программы предлагается обеспечить решение следующих задач:
1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ивановской области;
2) развитие государственных программ Ивановской области как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов;
3) управление доходами областного бюджета;
4) повышение качества финансового менеджмента главных администраторов средств областного бюджета;
5) повышение эффективности бюджетных расходов;
6) повышение эффективности оказания государственных услуг;
7) повышение качества управления остатками денежных средств на едином счете областного бюджета;
8) повышение открытости и прозрачности управления государственными финансами;
9) повышение эффективности управления областной собственностью.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности
и устойчивости бюджетной системы Ивановской области
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ивановской области будет осуществляться в рамках государственной программы Ивановской области "Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 30.10.2013 № 429-п (далее - Государственная программа). Реализация Государственной программы в 2014 - 2016 годах позволит:
переломить к 2017 году тенденцию роста объема государственного долга Ивановской области (по отношению к доходам областного бюджета);
обеспечить своевременное и полное исполнение обязательств областного бюджета, отсутствие просроченной кредиторской задолженности;
удержать расходы на обслуживание государственного долга на уровне не более 10% расходов областного бюджета (за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы);
создать условия для перехода с 2017 года к формированию и исполнению областного бюджета с минимальным уровнем дефицита (до 10% доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений).
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ивановской области необходимо реализовать комплекс мер по следующим направлениям:
1. Управление государственным долгом Ивановской области.
В системе управления государственными финансами одним из ключевых инструментов является долговая политика.
Ситуация с государственным долгом напрямую связана с экономической ситуацией в регионе, налоговой и бюджетной политикой.
При благоприятном прогнозе социально-экономического развития снижение объема государственного долга возможно за счет формирования профицитного бюджета и направления дополнительно полученных доходов на снижение дефицита и объема накопленного долга. Таким образом, на долговую политику Ивановской области в предстоящем периоде будут оказывать положительное влияние:
формирование стабильной рыночной инфраструктуры;
наращивание потенциала доходной части областного бюджета;
эффективность планирования бюджетных расходов.
В целях оптимизации управления государственным долгом Государственной программой предусматривается реализация мер, направленных на обеспечение приемлемого и экономически обоснованного объема и структуры государственного долга, сокращение стоимости обслуживания и совершенствование механизмов управления государственным долгом, поддержание его на законодательно разрешенном уровне.
В комплекс мер по управлению государственным долгом входит:
снижение объема дефицита бюджета;
снижение долговой нагрузки (отношения объема государственного долга к доходам областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений) на областной бюджет;
сбалансированность областного бюджета при удержании размера долговой нагрузки на безопасном уровне;
оптимизация стоимости обслуживания долговых обязательств.
Для реализации указанных мер необходимо осуществление следующих мероприятий:
сокращение расходов областного бюджета;
снижение объема и оптимизация структуры государственного долга;
сокращение расходов на обслуживание долговых обязательств;
обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств.
Для выполнения указанных мероприятий и в целях оптимизации структуры государственного долга и стоимости его обслуживания планируется:
проведение операций по досрочному погашению долговых обязательств, возникающих из государственных заимствований по банковским кредитам;
усиление контроля за расходованием бюджетных средств;
информационное взаимодействие с кредитными организациями, размещение информации о состоянии государственного долга Ивановской области в сети Интернет с целью увеличения числа участников и обеспечения состязательности на аукционах по кредитованию бюджета.
Таким образом, в 2014 - 2018 годах государственная долговая политика будет направлена на обеспечение финансирования дефицита областного бюджета путем привлечения "дешевых" кредитных ресурсов, поддержание уровня государственного долга в разрешенных бюджетным законодательством пределах, создание предпосылок для его уменьшения.
Управление государственным долгом Ивановской области в рамках реализации Программы должно обеспечить:
постепенное снижение уровня долговой нагрузки в среднем на 2% ежегодно начиная с 2018 года;
недопущение роста уровня долговой нагрузки до 2018 года выше 90%;
сохранение объема расходов на обслуживание государственного долга на уровне, не превышающем предельных значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Государственной программой Ивановской области;
своевременное исполнение долговых обязательств.
2. Создание резервного фонда Ивановской области.
Одним из инструментов обеспечения устойчивости областного бюджета является создание начиная с 2014 года резервного фонда Ивановской области.
В соответствии с Законом Ивановской области от 29.10.2013 № 79-ОЗ "О резервном фонде Ивановской области" не использованный на конец текущего финансового года остаток средств резервного фонда Ивановской области учитывается в его объеме на очередной финансовый год.
Аккумулирование средств резервного фонда Ивановской области ежегодно по итогам исполнения областного бюджета позволит гарантировать исполнение принятых расходных обязательств Ивановской области в случае недостаточности доходов областного бюджета.
Развитие государственных программ Ивановской области
как основного инструмента повышения эффективности
бюджетных расходов
Переход к формированию расходов областного бюджета в соответствии с "потолками расходов" на реализацию государственных программ.
Мероприятие предполагает реализацию правовых новаций, в соответствии с которыми для каждой государственной программы Ивановской области должны определяться предельные объемы расходов ("потолки расходов") на следующие 5 - 6 лет. "Потолки расходов" позволяют:
с одной стороны, повысить предсказуемость финансовых ресурсов, расширить возможности администраторов и исполнителей программ по среднесрочному планированию;
с другой стороны, обеспечить финансовую дисциплину, планирование расходов на реализацию государственных программ исключительно в рамках "потолков расходов".
Предполагается, что "потолки расходов" будут устанавливаться при разработке долгосрочной бюджетной стратегии субъекта Российской Федерации, содержание которой предполагается уточнить в Бюджетном кодексе Российской Федерации после внесения соответствующих изменений на федеральном уровне.
С целью повышения эффективности реализации государственных программ Ивановской области предполагается установление возможности увеличения бюджетных ассигнований на реализацию отдельных государственных программ и (или) их мероприятий только в рамках установленного "потолка расходов" путем снижения объема ассигнований на реализацию менее эффективных программ (мероприятий).
Обсуждение установления и корректировки "потолков расходов" по направлениям государственной политики предусматривается выносить на рассмотрение комиссии при Правительстве Ивановской области по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период.
Управление доходами областного бюджета
Существенным элементом повышения эффективности управления государственными финансами является политика в области формирования и администрирования доходов бюджета.
В связи с этим необходимо повысить качество планирования налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, формализовав процесс формирования доходной части областного бюджета. Индикатор - исполнение областного бюджета по доходам без учета безвозмездных поступлений к первоначально утвержденному уровню. Указанный показатель учитывается Министерством финансов Российской Федерации при оценке качества управления региональными финансами.
В Ивановской области проводится оценка эффективности предоставления налоговых льгот. Однако комплексная система подготовки, реализации и оценки решений по изменению регионального налогового законодательства не сформирована, что делает невозможным учет применения налоговых инструментов в государственных программах, обязательность которого предусмотрена Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р. При подготовке законопроектов о введении новых налоговых льгот или снижении налоговых ставок не определяются цели, задачи, которые достигаются применением налоговых преференций. При оценке эффективности налоговых льгот не оценивается степень достижения целей и задач, для решения которых налоговые льготы (преференции) были установлены, не определены критерии такой оценки.
В связи с этим необходимо совершенствовать порядок оценки эффективности налоговых льгот (иных налоговых преференций) в направлении оценки достижения целей и задач, для решения которых налоговые льготы (преференции) были установлены. Актуализация методики оценки эффективности налоговых льгот и иных налоговых инструментов и наработка практики ее применения в дальнейшем позволит рассматривать налоговые льготы в качестве "налоговых расходов" на реализацию задач и мероприятий государственных программ Ивановской области.
Повышение качества финансового менеджмента
главных администраторов средств областного бюджета
Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента главных администраторов средств областного бюджета (далее - финансовый менеджмент).
Финансовый менеджмент должен стать процессом, встроенным в деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры (бюджетное планирование, исполнение бюджета, учет и отчетность). В ходе финансового менеджмента должны приниматься эффективные управленческие решения о распределении, обеспечении адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств.
Для решения задачи повышения качества финансового менеджмента предстоит работа по актуализации показателей, на основе которых осуществляется оценка его качества, и применению результатов оценки качества финансового менеджмента, предусматривающему их рассмотрение Правительством Ивановской области с целью принятия решения Губернатором Ивановской области о премировании руководителей исполнительных органов государственной власти Ивановской области по итогам отчетного года.
Повышение эффективности бюджетных расходов
Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов является переход с 2014 года к программной структуре областного бюджета. В целях совершенствования программно-целевого планирования расходов областного бюджета постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 № 358-п утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ивановской области. Перечень государственных программ Ивановской области утвержден распоряжением Правительства Ивановской области от 14.12.2012 № 356-рп. Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области разработаны совместно с Департаментом финансов Ивановской области и утверждены приказом от 19.09.2013 № 334-п методические указания по разработке и реализации государственных программ Ивановской области.
Целевые индикаторы развития соответствующих отраслей устанавливаются как в соответствующих государственных программах Ивановской области, так и планах мероприятий ("дорожных картах") по развитию отраслей социальной сферы. С учетом отраслевых целевых индикаторов устанавливаются соответствующие индикаторы развития образования, науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения и разрабатываются необходимые мероприятия по их достижению.
Несмотря на принятые вышеуказанные нормативные правовые акты, утвержденные государственные программы Ивановской области в ряде случаев не в полной мере отвечают концепции программно-целевого метода. Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Ивановской области должен определяться с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по итогам их реализации. Не на должном уровне остается качество составления государственных программ Ивановской области в части увязки целей программ с достигнутыми и планируемыми значениями целевых показателей, а также оценки эффективности направления бюджетных ассигнований на реализацию тех или иных мероприятий программ, планов мероприятий ("дорожных карт") по развитию отраслей социальной сферы, содержащих целевые показатели (индикаторы) развития отраслей и меры, обеспечивающие их достижение.
В перспективе планируется основное внимание уделять дальнейшей качественной разработке и реализации государственных программ Ивановской области как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов (цели и задачи Государственной программы должны соответствовать Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, основным направлениям деятельности Правительства Ивановской области на соответствующий период), созданию действенного механизма контроля за их выполнением, повышению ответственности и заинтересованности администраторов и исполнителей государственных программ Ивановской области за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов.
Для повышения качества разрабатываемых государственных программ Ивановской области необходимо сформировать общие подходы к увязке их с соответствующими государственными программами Российской Федерации, в том числе с обеспечением взаимосвязи системы целей, задач, индикаторов, а также финансовых показателей, "встраиванию" показателей и мероприятий утвержденных "дорожных карт" развития соответствующих отраслей.
Таким образом, можно сформулировать следующие основные проблемы по данному направлению, требующие решения:
отсутствие действенной системы и методики оценки эффективности бюджетных расходов;
отсутствие четкой увязки расходов областного бюджета с целями социального и экономического развития Ивановской области в определенной сфере;
сохранение условий для неоправданного увеличения бюджетных расходов при действующих процедурах и механизмах бюджетного планирования, ежегодного роста расходов на содержание сети учреждений;
отсутствие стимулов для мотивирования органов государственной власти Ивановской области к повышению эффективности бюджетных расходов.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов потребуется совершенствование процедур анализа их эффективности.
Департаментом финансов Ивановской области утверждена методика планирования бюджетных ассигнований областного бюджета, которой установлен порядок планирования и составления обоснований бюджетных ассигнований по отдельным расходным обязательствам.
По данному направлению предлагается осуществлять:
1) анализ эффективности бюджетных расходов на всех стадиях бюджетного процесса путем внедрения в бюджетный процесс обоснований бюджетных ассигнований как на этапе распределения объемов бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов при составлении проекта областного бюджета, так и в ходе исполнения областного бюджета;
2) использование результатов анализа эффективности бюджетных расходов с учетом достигнутых значений целевых индикаторов (показателей) за отчетный год при планировании бюджетных ассигнований в последующих бюджетных циклах;
3) инвентаризацию социальных выплат и льгот, установленных нормативными правовыми актами Ивановской области, а также расходных обязательств Ивановской области, осуществляемых за счет средств областного бюджета, по финансированию переданных Российской Федерацией полномочий, с целью осуществления выплат на основе принципов адресности и нуждаемости.
Для решения поставленных задач будет проведена работа по совершенствованию порядка составления и форм представления обоснований бюджетных ассигнований главными распорядителями средств областного бюджета на исполнение расходных обязательств Ивановской области.
Планирование бюджетных ассигнований областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области с учетом оценки эффективности их реализации позволит обеспечить более обоснованное формирование органами государственной власти Ивановской области, определенными администраторами государственных программ Ивановской области, совместно с исполнителями комплекса мероприятий, направленных на достижение целей социального и экономического развития Ивановской области в определенной сфере, увязанных по ресурсам и срокам их реализации.
При рассмотрении вопросов об увеличении объемов финансирования по государственным программам Ивановской области за счет средств областного бюджета также должны учитываться выполнение целевых индикаторов развития отраслей, установленных в "дорожных картах", объем привлеченных средств за счет реорганизации неэффективных учреждений, иных источников и других мероприятий по оптимизации расходов, а также данные статистического наблюдения показателей заработной платы категорий работников, повышение оплаты труда которых определено указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 и от 01.06.2012 № 761, по итогам года.
Оценка эффективности реализации государственных программ Ивановской области в соответствии с утвержденной методикой будет осуществляться по балльной системе исходя из степени эффективности реализации всех подпрограмм соответствующей государственной программы Ивановской области с использованием следующих показателей:
процент выполнения специальных подпрограмм государственных программ Ивановской области;
процент достигнутой экономии при выполнении подпрограмм государственных программ Ивановской области;
степень достижения ожидаемых результатов реализации соответствующих подпрограмм государственных программ Ивановской области, а также объема кассовых расходов на реализацию соответствующих подпрограмм государственной программы Ивановской области.
Важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов является развитие региональных информационных систем управления государственными финансами, нацеленное на дальнейшую автоматизацию функций и процессов управления государственными финансами и на обеспечение их интеграции с государственной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет".
В рамках данного направления предусматривается реализация следующих мероприятий:
1. Переход на единые федеральные стандарты электронной финансовой информации и унификация процессов управления государственными финансами.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 1275-р "О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано при разработке систем управления государственными финансами руководствоваться положениями Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", предусматривающей централизацию, стандартизацию и унификацию всего бюджетного процесса (планирование бюджета, его исполнение и отчетность) на уровне субъектов Российской Федерации для обеспечения их подотчетности и удаленного информационного взаимодействия.
В целях обеспечения стандартизации и унификации электронной финансовой информации предусматривается реализация комплекса мер:
внедрение в информационные системы управления региональными финансами единых федеральных стандартов и форматов электронных документов;
структурирование информации по заданным правилам с обязательным использованием единых федеральных реестров и классификаторов;
обеспечение использования электронной подписи в соответствии с действующим законодательством;
обеспечение в информационных системах по автоматизации бюджетного процесса преемственности информации с применением принципа "однократного ввода", настройки процедур ее автоматического изменения и обновления, сохранности ретроспективных данных.
2. Развитие информационных систем управления государственными финансами (по сбору и консолидации бюджетной отчетности; составлению и исполнению доходов и расходов бюджета субъекта), обеспечение их интеграции с системой "Электронный бюджет".
Информационные системы управления государственными финансами региона содержат в себе информацию об отдельных бюджетных процессах (планирование бюджета, его исполнение и отчетность) управления финансами и агрегируют информационные потоки обмена данными между ними.
В целях обеспечения развития информационных систем управления государственными финансами и обеспечения их интеграции с системой "Электронный бюджет" предусматривается реализация комплекса мер:
соблюдение федеральных требований к региональным информационным системам управления государственными финансами в части интеграции с системой "Электронный бюджет";
соблюдение федеральных требований к информационному взаимодействию региональных информационных систем с внешними информационными системами, перечню передаваемой информации и форматам ее передачи.
Повышение эффективности оказания государственных услуг
Для повышения эффективности и открытости использования бюджетных средств, направляемых на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение государственных работ) Ивановской области, необходимы более четкая увязка состава и объема оказываемых государственных услуг, выполняемых государственных работ Ивановской области с социальными гарантиями и обязательствами государства, более обоснованное планирование бюджетных ассигнований областного бюджета на указанные цели. Требуется обеспечить соответствие динамики значений целевых показателей оказания государственных услуг (выполнения работ) Ивановской области, закрепленных в государственных заданиях, достижению целей соответствующих подпрограмм государственных программ Ивановской области и ожидаемых результатов в сфере их реализации.
Анализ представляемых главными распорядителями средств областного бюджета ведомственных годовых отчетов о результатах исполнения государственных заданий и сводного отчета об исполнении государственных заданий свидетельствует о недостаточном контроле со стороны исполнительных органов государственной власти Ивановской области за ходом выполнения установленных государственных заданий подведомственными учреждениями, что подтверждается нижеприведенными значениями целевых индикаторов, характеризующих качество оказания государственных услуг и используемых Министерством финансов Российской Федерации при проведении мониторинга оценки качества финансового менеджмента в субъектах Российской Федерации.
№ п/п
Наименование индикатора
Значение индикатора
2012 год, отчет
2013 год, отчет
1
Индикаторы, характеризующие качество оказания государственных услуг
1.1
Количество государственных учреждений, которым установлены государственные задания
231
251
1.2
Количество государственных учреждений, выполнивших государственное задание на 100%
128
173
1.3
Удельный вес государственных учреждений Ивановской области, выполнивших государственное задание на 100%, в общем количестве государственных учреждений Ивановской области, которым установлены государственные задания, %
55,4
68,9
В рамках бюджетного законодательства в настоящее время отсутствует действенный механизм в части уменьшения объема субсидий по результатам деятельности государственных бюджетных и государственных автономных учреждений в случае невыполнения утвержденных государственных заданий по итогам финансового года.
В 2013 году Департаментом финансов Ивановской области совместно с Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области проводился мониторинг выполнения областными государственными учреждениями Ивановской области государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение государственных работ) Ивановской области за первое полугодие и 9 месяцев текущего года. По результатам рассмотрения сводной информации, представленной главными распорядителями средств областного бюджета, в адрес отдельных главных распорядителей были направлены предложения по корректировке значений соответствующих целевых показателей и субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий.
В целях эффективного и целевого использования средств областного бюджета главными распорядителями бюджетных средств должен осуществляться постоянный контроль за выполнением подведомственными учреждениями утвержденных объемов государственных заданий.
Вопросы эффективности оказания государственных услуг актуальны и в связи с реализацией указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 и от 01.06.2012 № 761.
Мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда работников в соответствующих сферах деятельности в соответствии с указами Президента Российской Федерации должны обеспечиваться за счет доходов от всех видов деятельности учреждений, в том числе за счет мероприятий по проведению структурных реформ в соответствующих отраслях, обеспечивающих возможности использования не менее трети необходимых ресурсов для повышения оплаты труда за счет реорганизации неэффективных организаций и программ. В 2013 году работа в данном направлении проводилась недостаточно активно.
В связи с этим необходимо принять конкретные меры по оптимизации сети и штатной численности государственных учреждений Ивановской области на основе сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами государственных услуг (работ) Ивановской области, непрофильных подразделений, перевода выполнения ряда обеспечивающих функций и услуг в организации, не являющиеся государственными учреждениями, соблюдения установленной нормативными правовыми актами предельной доли расходов на оплату труда административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений.
Немаловажным фактором, влияющим на повышение качества предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ) Ивановской области, является совершенствование систем оплаты труда работников областных государственных учреждений. Необходимо создание механизма стимулирования к повышению качества услуг и эффективности работы, установления взаимосвязи между повышением оплаты труда и достижением конкретных показателей как количества, так и качества оказываемых услуг (работ), создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей.
Более полный учет в системе оплаты труда сложности труда работников учреждений и исключение стимулирующих выплат, назначаемых без учета показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), позволят сбалансировать долю тарифной части заработка работников и стимулирующих выплат в целях повышения мотивации работников и эффективности их деятельности по заданным критериям и показателям.
С учетом изменений, внесенных в Бюджетный кодекс Российской Федерации, с переходом к формированию областного бюджета в программном формате на основе государственных программ Ивановской области для повышения качества и доступности государственных услуг необходимо решение следующих задач:
1. Подготовка и утверждение порядка формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и государственных работ Ивановской области, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями Ивановской области, с соблюдением утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2014 № 151 общих требований к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями).
2. Формирование ведомственных перечней государственных услуг и государственных работ Ивановской области в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, разработанными федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности.
3. Корректировка методики расчета средних нормативов затрат на оказание государственных услуг Ивановской области, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 27.01.2011 № 13-п, после принятия на федеральном уровне общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ).
4. Осуществление исполнительными органами государственной власти Ивановской области контроля за оказанием государственными учреждениями Ивановской области услуг на платной основе в целях недопущения взимания платы за оказание государственных услуг, гарантированных населению за счет средств областного бюджета.
Повышение качества управления остатками денежных средств
на едином счете областного бюджета
В настоящее время на едином счете областного бюджета образуются значительные остатки денежных средств за счет остатков средств на лицевых счетах получателей средств областного бюджета.
В условиях перехода на федеральном уровне на применение механизма "бюджетного аккредитива", когда перечисление целевых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в размере фактической потребности субъекта Российской Федерации на дату совершения платежа, остро встает вопрос о поддержании ликвидности единого счета областного бюджета и оптимизации структуры остатка средств на едином счете областного бюджета в части сокращения остатков на лицевых счетах получателей бюджетных средств и увеличения свободного остатка, доступного для распределения.
Для решения данной задачи на первом этапе с 01.10.2013 заключено соглашение с управлением Федерального казначейства по Ивановской области о перечислении остатков средств государственных бюджетных и автономных учреждений Ивановской области с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства, открытых для отражения операций со средствами государственных бюджетных и автономных учреждений, в бюджет Ивановской области, а также их возврате на указанные счета. В результате заключения указанного соглашения в течение IV квартала 2013 года удалось привлечь "чистых" свободных остатков бюджетных и автономных учреждений 1,6 млрд. руб. Это позволило значительно увеличить остаток, доступный для распределения, максимально отсрочить привлечение кредитов банков и, соответственно, снизить расходы на обслуживание государственного долга. В I квартале 2014 года привлечено остатков бюджетных и автономных учреждений 1,3 млрд. руб. Всего в 2014 году планируется привлечь "чистых" свободных остатков бюджетных и автономных учреждений 1,5 млрд. руб.
На втором этапе в качестве инструмента для повышения ликвидности единого счета областного бюджета в части увеличения остатка, доступного для распределения, необходимо широкое использование бюджетных кредитов на пополнение остатков на единых счетах бюджетов субъектов, предоставляемых Федеральным казначейством на срок до 30 дней под 1/4 ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком Российской Федерации.
Одновременно необходимо внедрить механизмы управления остатками на счетах получателей бюджетных средств в целях их минимизации.
В качестве средства управления остатками на лицевых счетах получателей бюджетных средств предполагается расширение использования механизма перераспределения доведенных объемов финансирования с расходов, срок оплаты которых еще не наступил либо может быть отсрочен, на расходы, срок оплаты которых наступил и переносу не подлежит, за исключением расходов на оплату государственных контрактов.
Кроме того, необходимо определить сроки и очередность финансирования расходов, а также перечень документов, которые при необходимости может запрашивать Департамент финансов Ивановской области.
Применение указанных мер позволит поддержать ликвидность единого счета областного бюджета, сократить объем остатков на едином счете областного бюджета до объема, необходимого для обеспечения текущих обязательств участников бюджетного процесса. Кроме того, это позволит более рационально привлекать заемные средства исключительно в периоды, когда на едином счете областного бюджета не хватает средств для оплаты денежных обязательств на конкретную дату, и, соответственно, снизить расходы на обслуживание государственного долга.
Повышение открытости и прозрачности управления
государственными финансами
Открытость и бюджетная прозрачность государственных финансов - необходимое условие для эффективного использования бюджетных средств.
Обеспечение свободного доступа в сети Интернет к достоверной, актуальной и полной информации о состоянии государственных финансов является необходимым условием для обеспечения прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области в сфере бюджета и финансов, повышения эффективной бюджетной политики и качества управления государственными финансами, создает базовые условия для общественного контроля.
Несмотря на достаточно большой объем информации, размещаемой на официальных сайтах Правительства Ивановской области и Департамента финансов Ивановской области в сети Интернет, о формировании и ходе исполнения областного бюджета, о государственных программах, большинство жителей Ивановской области не может вникнуть в суть происходящих этапов бюджетного процесса в связи со специфичностью изложения материала.
В целях дальнейшей реализации принципа прозрачности (открытости) бюджета и обеспечения полного и доступного информирования граждан о бюджетном процессе в области в открытом доступе необходимо совершенствовать инструменты формирования (подготовки) материалов информационного ресурса "Бюджет для граждан". Данный информационный ресурс позволяет гражданам знакомиться с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики, обоснованиями бюджетных расходов, планируемыми и достигнутыми результатами использования бюджетных ассигнований на территории области в удобной и доступной форме. При подготовке информационных материалов "Бюджета для граждан" необходимо использовать формализованные методы визуализации показателей областного бюджета.
Также для повышения уровня открытости и прозрачности государственных финансов предполагается создание и развитие специализированного раздела официального сайта Департамента финансов Ивановской области как основного инструмента, обеспечивающего прозрачность и открытость областного бюджета, бюджетного процесса и раскрытия информации о финансовом состоянии Ивановской области для общества.
Создание специализированного раздела позволит обеспечить:
освещение основных целей, задач и ориентиров бюджетной политики, обоснования государственных расходов;
предоставление достоверной информации по планированию и исполнению бюджета, отчетов об исполнении бюджета, мониторингов качества управления финансами, иной финансовой информации, в доступной для всех заинтересованных пользователей форме.
Формирование информации на специализированном разделе должно осуществляться при соблюдении следующих требований:
доступность и безвозмездность информации для всех пользователей без идентификации и регистрации;
актуальность, достоверность и полнота информации.
Повышение эффективности управления областной собственностью
Эффективное управление областной собственностью является неотъемлемой частью деятельности органов государственной власти по укреплению финансовой системы Ивановской области.
Приоритетными целями в области управления государственной собственностью являются:
увеличение доходов от управления и распоряжения государственной собственностью;
рациональное использование государственного имущества.
Для реализации целей необходимо предпринять комплекс мер по:
оптимизации состава и структуры государственного имущества области;
повышению эффективности деятельности областных государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с участием Ивановской области.
В этой связи необходимо выполнение ряда мероприятий:
усиление контроля за использованием и сохранностью имущества области, закрепленного за областными государственными унитарными предприятиями, областными государственными учреждениями, находящегося на балансе открытых акционерных обществ, 100% акций которых находятся в собственности Ивановской области, имущества, переданного организациям и учреждениям по договорам аренды и безвозмездного пользования;
сокращение количества открытых акционерных обществ с участием Ивановской области, не являющихся необходимыми для осуществления полномочий, определенных законодательством Российской Федерации и Ивановской области;
сокращение количества областных государственных унитарных предприятий;
модернизация системы экономического мониторинга и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью областных государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей участия Ивановской области в уставных капиталах;
оптимизация состава и объема имущества, необходимого для деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Результат от реализации предусмотренного комплекса мероприятий будет состоять в повышении доходов от использования государственного имущества области и сокращении расходов на его содержание.
Организация реализации Программы
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках Плана мероприятий по реализации Программы (прилагается).
Приложение
к Программе
ПЛАН
мероприятий по реализации Программы повышения эффективности
управления государственными финансами Ивановской области
на период до 2018 года
№ п/п
Наименование мероприятия
Срок реализации
Ответственный исполнитель
Задача 1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ивановской области
1
Снижение объема дефицита областного бюджета до 10% доходов без учета безвозмездных поступлений
2014 год при формировании областного бюджета на 2017 год
Департамент финансов Ивановской области
2
Аккумулирование средств резервного фонда Ивановской области
ежегодно по итогам исполнения областного бюджета
Департамент финансов Ивановской области
3
Проведение операций по досрочному погашению долговых обязательств, возникающих из государственных заимствований по банковским кредитам
2014 - 2018 годы
Департамент финансов Ивановской области
4
Информационное взаимодействие с кредитными организациями, размещение информации о состоянии государственного долга Ивановской области в сети Интернет с целью увеличения числа участников и обеспечения состязательности на аукционах по кредитованию бюджета
2014 - 2018 годы
Департамент финансов Ивановской области
Задача 2. Развитие государственных программ Ивановской области как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов
1
Формирование "потолков расходов" по государственным программам Ивановской области в пределах прогнозируемого общего объема расходов областного бюджета
2015 год, начиная с формирования областного бюджета на 2016 - 2018 годы, в сроки, установленные Порядком составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 26.05.2009 № 150-п
Департамент финансов Ивановской области
2
Внесение изменений в постановление Правительства Ивановской области от 19.05.2008 № 116-п "О комиссии при Правительстве Ивановской области по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период" с целью обеспечения деятельности комиссии при Правительстве Ивановской области по бюджетным проектировкам по установлению и корректировке "потолков расходов" по государственным программам Ивановской области
2015 год, в сроки, установленные Порядком составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 26.05.2009 № 150-п
Департамент финансов Ивановской области
Задача 3. Управление доходами областного бюджета
1
Подготовка нормативного правового акта Ивановской области о порядке формирования доходной части областного бюджета
III квартал 2014 года
Департамент финансов Ивановской области
2
Внесение изменений в постановление Правительства Ивановской области от 25.06.2008 № 150-п "О порядке оценки эффективности предоставления налоговых льгот" по совершенствованию порядка оценки эффективности налоговых льгот
I квартал 2015 года
Департамент экономического развития и торговли Ивановской области
3
Подготовка нормативного правового акта Ивановской области о порядке оценки выпадающих доходов областного бюджета в результате предоставления налоговых льгот
I квартал 2015 года
Департамент финансов Ивановской области
Задача 4. Повышение качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств
1
Внесение изменений в постановление Правительства Ивановской области от 31.05.2012 № 178-п "Об утверждении методики оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств областного бюджета" с целью актуализации показателей, на основании которых осуществляется оценка качества финансового менеджмента, и применения результатов указанной оценки
IV квартал 2014 года
Департамент финансов Ивановской области
Задача 5. Повышение эффективности бюджетных расходов
1
Проведение инвентаризации социальных выплат и льгот, установленных нормативными правовыми актами Ивановской области, с целью осуществления выплат на основе принципов адресности и нуждаемости
III квартал 2014 год
Департамент социальной защиты населения Ивановской области
2
Проведение инвентаризации расходных обязательств Ивановской области, осуществляемых за счет средств областного бюджета, по финансированию переданных Российской Федерацией полномочий
1 полугодие 2014 года
Департамент финансов Ивановской области, исполнительные органы государственной власти Ивановской области - главные распорядители средств областного бюджета
3
Проведение оценки эффективности реализации государственных программ Ивановской области
ежегодно до 1 апреля
Департамент экономического развития и торговли Ивановской области
4
Внедрение в информационные системы единых федеральных стандартов электронной финансовой информации и унификация процессов управления государственными финансами
2015 - 2018 годы (по мере формирования законодательной базы по ведению, изменению и применению общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов Российской Федерации, определения федеральными органами исполнительной власти единых стандартов электронной финансовой информации)
Департамент финансов Ивановской области
5
Развитие информационных систем управления государственными финансами, обеспечение их интеграции с системой "Электронный бюджет"
2014 - 2018 годы (по мере внедрения Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством подсистем "Электронного бюджета", разработки форматов обмена электронными документами)
Департамент финансов Ивановской области
Задача 6. Повышение эффективности оказания государственных услуг
1
Подготовка и утверждение порядка формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и государственных работ Ивановской области, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями Ивановской области
II квартал 2014 год
Департамент финансов Ивановской области
2
Формирование ведомственных перечней государственных услуг и государственных работ Ивановской области в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, разработанными федеральными органами исполнительной власти
2015 - 2016 годы
исполнительные органы государственной власти Ивановской области, осуществляющие функции и полномочия учредителя государственных бюджетных и государственных автономных учреждений Ивановской области
3
Внесение изменений в постановление Правительства Ивановской области от 27.01.2011 № 13-п "О нормативах затрат на оказание государственных услуг Ивановской области" с целью корректировки методики расчета средних нормативов затрат на оказание государственных услуг Ивановской области
после принятия на федеральном уровне общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ)
Департамент финансов Ивановской области
4
Осуществление контроля за оказанием государственными учреждениями Ивановской области услуг на платной основе в целях недопущения взимания платы за оказание государственных услуг, гарантированных населению за счет средств областного бюджета
постоянно
исполнительные органы государственной власти Ивановской области, осуществляющие функции и полномочия учредителя государственных бюджетных и государственных автономных учреждений Ивановской области
Постановление Правительства Ивановской области от 03.09.2013 имеет
номер 358-п, а не 150-п.
------------------------------------------------------------------
5
Проведение мониторинга значений целевых показателей оказания государственных услуг (выполнения работ) Ивановской области
в сроки, установленные Порядком формирования и финансового обеспечения выполнения государственных заданий главными распорядителями средств областного бюджета, в ведении которых находятся государственные казенные учреждения Ивановской области, и исполнительными органами государственной власти Ивановской области, осуществляющими функции и полномочия учредителя государственных бюджетных и государственных автономных учреждений Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 № 150-п
Департамент экономического развития и торговли Ивановской области, исполнительные органы государственной власти Ивановской области, осуществляющие функции и полномочия учредителя государственных бюджетных и государственных автономных учреждений Ивановской области
Задача 7. Повышение качества управления остатками денежных средств на едином счете областного бюджета
1
Внедрение использования бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации в качестве нового инструмента поддержания ликвидности единого счета областного бюджета
2014 год
Департамент финансов Ивановской области
2
Использование бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации для покрытия временных кассовых разрывов, а также снижения расходов на обслуживание государственного долга
2015 - 2018 годы
Департамент финансов Ивановской области
3
Мониторинг остатка денежных средств на едином счете областного бюджета для поддержания его оптимального объема
2014 - 2018 годы
Департамент финансов Ивановской области
4
Минимизация остатков денежных средств на лицевых счетах участников бюджетного процесса посредством перераспределения доведенных объемов финансирования с расходов, срок оплаты которых еще не наступил либо может быть отсрочен, на расходы, срок оплаты которых наступил и переносу не подлежит, за исключением расходов на оплату государственных контрактов
2014 - 2018 годы
Департамент финансов Ивановской области
5
Определение сроков, объемов, очередности финансирования расходов главных распорядителей средств областного бюджета, а также перечня документов, которые при необходимости может запрашивать Департамент финансов Ивановской области в целях обеспечения своевременного исполнения принятых бюджетных обязательств
I квартал 2015 года
Департамент финансов Ивановской области
Задача 8. Повышение открытости и прозрачности управления государственными финансами
1
Создание и развитие специализированного раздела "Региональные финансы" официального сайта Департамента финансов
II квартал 2014 года
Департамент финансов Ивановской области
2
Совершенствование инструментов формирования (подготовки) материалов информационного ресурса "Бюджет для граждан"
2014 - 2018 годы
Департамент финансов Ивановской области
Задача 9. Повышение эффективности управления областной собственностью
1
Усиление контроля за использованием и сохранностью имущества области, закрепленного за областными государственными унитарными предприятиями, областными государственными учреждениями, находящегося на балансе открытых акционерных обществ, 100% акций которых находятся в собственности Ивановской области, имущества, переданного организациям и учреждениям по договорам аренды и безвозмездного пользования
2014 - 2018 годы
Департамент управления имуществом Ивановской области
2
Сокращение количества открытых акционерных обществ с участием Ивановской области, не являющихся необходимыми для осуществления полномочий, определенных законодательством Российской Федерации и Ивановской области
2014 - 2016 годы
Департамент управления имуществом Ивановской области
3
Сокращение количества областных государственных унитарных предприятий
2014 - 2015 годы
Департамент управления имуществом Ивановской области
4
Модернизация системы экономического мониторинга и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью областных государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей участия Ивановской области в уставных капиталах
2014 - 2018 годы
Департамент управления имуществом Ивановской области
5
Оптимизация состава и объема имущества, необходимого для деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений
2014 - 2018 годы
Департамент управления имуществом Ивановской области
------------------------------------------------------------------