Распоряжение Правительства Ивановской области от 12.02.2014 N 24-рп "О Концепции развития международного сотрудничества Ивановской области на 2014 - 2018 годы" Свод законодательства Свод законодательства Ивановской области
ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 февраля 2014 г. № 24-рп
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2018 ГОДЫ
В целях активизации, повышения эффективности и упорядочения деятельности Правительства Ивановской области и исполнительных органов государственной власти Ивановской области в сфере международного и внешнеэкономического сотрудничества, а также содействия привлечению в Ивановскую область иностранных инвестиций:
1. Утвердить Концепцию развития международного сотрудничества Ивановской области на 2014 - 2018 годы (прилагается).
2. Центральным исполнительным органам государственной власти Ивановской области и аппарату Правительства Ивановской области обеспечить реализацию задач, предусмотренных Концепцией развития международного сотрудничества Ивановской области на 2014 - 2018 годы, утвержденной настоящим распоряжением.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области учитывать положения Концепции развития международного сотрудничества Ивановской области на 2014 - 2018 годы при планировании и проведении ими мероприятий в сфере международного сотрудничества.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Ивановской области, руководителя представительства Правительства Ивановской области в городе Москве Логинову С.Г.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Ивановской области
П.А.КОНЬКОВ
Приложение
к распоряжению
Правительства
Ивановской области
от 12.02.2014 № 24-рп
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2018 ГОДЫ
1. Введение
В сложившейся системе политических и экономических отношений в Российской Федерации важное значение придается международному сотрудничеству субъектов Российской Федерации, предусматривающему осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели.
Международное сотрудничество регионов для Ивановской области включает два важнейших направления: социальные связи и внешнеэкономические связи. Первые из этих связей имеют более широкий спектр направлений - образование и наука, многосторонние культурные и общественные связи, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д. Внешнеэкономические связи предполагают, в первую очередь, деятельность по созданию возможностей для успешного развития торгового и промышленного партнерства на двух- и многосторонней основе.
На практике указанные направления связаны между собой, однако на региональном уровне первоочередное внимание уделяется, как правило, внешнеэкономическим связям, поскольку международное сотрудничество регионов является не самоцелью, а средством обеспечения их дальнейшего социально-экономического развития и улучшения качества жизни их населения.
Законодательство Российской Федерации предоставляет региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований, а также хозяйствующим субъектам значительные полномочия для налаживания международных и внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами, самостоятельного выхода на мировой рынок. Успешная реализация предоставляемых законодательством полномочий может быть достигнута только при условии целенаправленной, эффективной и хорошо скоординированной работы всех участников международных и внешнеэкономических связей на территории Ивановской области.
Важной предпосылкой этого является наличие Концепции развития международного сотрудничества Ивановской области на 2014 - 2018 годы (далее - Концепция), которая обеспечивала бы максимальное использование возможностей Ивановской области для привлечения инвестиций, технологического перевооружения и организационной перестройки предприятий, зарегистрированных в Ивановской области, включения ивановских товаропроизводителей в систему международного разделения труда. Особую важность при этом приобретает структурирование интересов региона в сфере международного сотрудничества и формирование на этой основе стратегических задач развития его международных и внешнеэкономических связей.
2. Формирование и реализация системы международного
сотрудничества Ивановской области
Ивановская область развивает международное сотрудничество в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 04.01.1999 № 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" и от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", указов Президента Российской Федерации от 08.11.2011 № 1478 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации" и от 07.05.2012 № 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации", а также других нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность в сфере внешней политики, Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12.02.2013, и других основополагающих документов, регламентирующих внешнеполитическую деятельность, Устава Ивановской области, Закона Ивановской области от 11.03.2010 № 22-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года", указа Губернатора Ивановской области от 09.02.2007 № 20-уг "Об участии исполнительных органов государственной власти Ивановской области в выставочно-ярмарочных мероприятиях", постановления Правительства Ивановской области от 23.11.2012 № 490-п "Об утверждении Регламента организации подготовки и проведения мероприятий в сфере международных и внешнеэкономических связей Правительства Ивановской области и исполнительных органов государственной власти Ивановской области" и распоряжения Правительства Ивановской области от 17.04.2012 № 90-рп "Об утверждении Основных направлений деятельности Правительства Ивановской области, определяющих приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу, и целевых индикаторов реализации Основных направлений деятельности Правительства Ивановской области на среднесрочную перспективу".
В практической деятельности исполнительные органы государственной власти Ивановской области руководствуются рекомендациями МИД России, Минэкономразвития России, Минрегиона России, Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и других федеральных органов исполнительной власти, которые оказывают содействие субъектам Российской Федерации в развитии международного сотрудничества. Международные и внешнеэкономические связи осуществляются при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Общее руководство международными связями Ивановской области в соответствии с Уставом Ивановской области осуществляет Губернатор Ивановской области. Губернатор Ивановской области представляет Ивановскую область в международных отношениях.
Правительство Ивановской области и другие исполнительные органы государственной власти Ивановской области осуществляют подготовку решений и проводят работу по непосредственной реализации поручений Губернатора Ивановской области в сфере международного сотрудничества.
При подготовке решений и проведении мероприятий в сфере международного сотрудничества Правительство Ивановской области и другие исполнительные органы государственной власти Ивановской области по мере необходимости взаимодействуют с неправительственными организациями и иными общественными объединениями, действующими на территории региона, в целях обеспечения поддержки гражданским обществом международных связей области и их эффективной реализации.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области осуществляют международное сотрудничество самостоятельно при соблюдении норм законодательства Российской Федерации и с учетом рекомендаций Губернатора Ивановской области и Правительства Ивановской области.
3. Характеристика официального международного сотрудничества
Ивановской области
В период 2008 - 2013 годов основным направлением международного сотрудничества Ивановской области являлось поддержание и развитие отношений со странами - членами СНГ. В 2010 - 2013 годах активизировались контакты со странами Европейского Сообщества: Италией, Австрией, Германией, Латвией.
По состоянию на 01.11.2013 Ивановская область имеет 7 действующих соглашений о сотрудничестве с зарубежными государствами и административно-территориальными образованиями иностранных государств:
1. Соглашение между Администрацией Ивановской области Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о долгосрочном торгово-экономическом сотрудничестве от 13.12.1999.
2. Соглашение о сотрудничестве между Ивановской областью Российской Федерации и Скерневицким воеводством Республики Польша от 23.04.1996.
3. Соглашение о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Карагандинской и Ивановской областями от 26.03.1997.
4. Соглашение с органами представительной и исполнительной власти Ивановской области (Российская Федерация) и Автономной Республикой Крым (Украина) о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 22.02.2002.
5. Соглашение о дружбе и сотрудничестве между Администрацией Ивановской области Российской Федерации и Хокимиятом Наманганской области Республики Узбекистан от 12.02.1998.
6. Соглашение о дружбе и сотрудничестве между Администрацией Южно-Казахстанской области Республики Казахстан и Администрацией Ивановской области Российской Федерации от 23.07.1998.
7. Соглашение о дружбе и сотрудничестве между Ленинабадской областью Республики Таджикистан и Ивановской областью Российской Федерации.
Содержание указанных документов носит, как правило, общий рамочный характер.
Завершаются проработка и согласование проектов соглашений о сотрудничестве с Министерством экономики Латвийской Республики, Полтавской областной государственной администрацией Украины.
Правительством Ивановской области заключены Соглашение о взаимодействии с Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) от 12.02.2013 № 8-с-0002/С и Соглашение с Министерством экономического развития Российской Федерации о взаимодействии во внешнеэкономической сфере от 10.04.2013 № С-116-АБ/Д12-18-с, которые позволяют значительно расширить возможности исполнительных органов государственной власти Ивановской области в сфере международного и внешнеэкономического сотрудничества.
Муниципальные образования Ивановской области поддерживают партнерские (побратимские) отношения с городами и другими муниципальными образованиями иностранных государств.
В настоящее время городом Иваново заключены договоры и соглашения о сотрудничестве с городом Ганновер (Германия), графством Стаффордшир (Великобритания), городом Брага (Португалия), городами Младеновац и Кралево (Сербия), городом Лодзь (Польша), городом Плано (Техас, США), городом Хмельницкий (Украина). Городской округ Кинешма имеет соглашения о сотрудничестве с городом Барановичи (Республика Беларусь), общиной Владимирцы (Сербия) и Гудаутским районом Абхазии. Комсомольский муниципальный район осуществляет сотрудничество с городом Комсомольск Полтавской области Украины. Вичугский муниципальный район имеет соглашения о сотрудничестве с городом Браслав (Республика Беларусь).
Ивановским муниципальным районом установлены партнерские отношения с Витебским районом Республики Беларусь, которые пока не оформлены соответствующим соглашением.
Достигнута предварительная договоренность об установлении партнерских отношений между городом Иваново и городом Витебск Республики Беларусь. Кинешемским муниципальным районом планируется заключить соглашение о побратимских отношениях с уездом Ботошань (Румыния), а Приволжским муниципальным районом - установить побратимские отношения с Ллорет де Мар (Испания).
К Ивановской области проявляют устойчивый интерес дипломатические представительства и деловые круги Австрии, Азербайджана, Италии, Таджикистана, Украины и Республики Беларусь.
Официальных представительств и представителей за рубежом Ивановская область не имеет. Официальных представительств иностранных государств на территории Ивановской области также не имеется.
4. Характеристика внешнеэкономических связей
Ивановской области
Одной из важных развивающихся отраслей экономики Ивановской области является внешняя торговля.
Вместе с тем, показатели внешнеторгового оборота Ивановской области показывают, что на состояние внешней торговли значительное, как положительное, так и отрицательное, влияние оказывают многие факторы, характеризующие состояние мировой экономики. Внешнеторговый оборот Ивановской области с иностранными государствами в 2012 году составил в текущих ценах 744,7 млн. долларов и по сравнению с 2011 годом уменьшился на 15,0 процента. Экспорт составил 127,0 млн. долларов, или увеличился на 3,2 процента, импорт составил 617,7 млн. долларов, или уменьшился на 17,9 процента.
Сальдо торгового баланса Ивановской области сложилось отрицательное - 490,7 млн. долларов (в 2011 году сальдо торгового баланса Ивановской области также являлось отрицательным - 629,7 млн. долларов).
Доля экспорта во внешнеторговом обороте Ивановской области в 2012 году составила 17,1 процента, доля импорта - 82,9 процента.
В пятерку основных стран - партнеров Ивановской области по экспорту входят: Украина (18,6 процента от общего объема экспорта), Узбекистан (11,5 процента от общего объема экспорта), Германия (9,8 процента от общего объема экспорта), Латвия (8,5 процента от общего объема экспорта), Панама (7,3 процента от общего объема экспорта), по импорту: Китай (22,4 процента от общего объема импорта), Узбекистан (17,2 процента от общего объема импорта), Германия (10,2 процента от общего объема импорта), Италия (7,8 процента от общего объема импорта), Турция (4,6 процента от общего объема импорта).
В товарной структуре экспорта в страны - члены СНГ и другие иностранные государства ведущие позиции занимали текстиль и текстильные изделия, продукция химической промышленности и машиностроения.
В товарной структуре импорта из стран - членов СНГ и других иностранных государств также лидировали текстиль и текстильные изделия, в том числе волокно хлопковое, а также продукция машиностроения и химической промышленности, древесина и изделия из нее.
Предприятия и организации, зарегистрированные в Ивановской области, торгуют со 107 странами дальнего зарубежья, включая страны Прибалтики, и 9 странами - членами СНГ.
В товарообороте с дальним зарубежьем в 2008 - 2012 годах наибольший удельный вес пришелся на следующие страны: Германия, Италия, Швеция, Австрия, Финляндия, Китай, Франция, Нидерланды, Швейцария, Польша, Чехия, США.
Из стран - членов СНГ наибольший удельный вес в товарообороте имели Узбекистан, Украина, Казахстан, Азербайджан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения. При этом доля стран - членов СНГ во внешнеторговом обороте Ивановской области возросла, так как предприятия, зарегистрированные на территории Ивановской области, стремятся компенсировать свое вытеснение с европейских рынков другими производителями увеличением поставок в страны СНГ.
Основными поставщиками хлопкового волокна являются Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, поставщиками промышленного оборудования - Германия, Италия, Швейцария, поставщиками солода - Финляндия, Ирландия, Великобритания.
5. Международное инвестиционное сотрудничество
в Ивановской области
К числу важнейших направлений внешнеэкономических связей Ивановской области относится привлечение иностранных инвестиций.
В связи с этим одной из основных целей политики Правительства Ивановской области является повышение инвестиционной привлекательности региона.
Созданные в Ивановской области благоприятный деловой климат и законодательная база, значительные резервы производственных и энергетических мощностей, наличие квалифицированных кадров и неиспользуемых земельных площадей позволяют инвесторам в короткие сроки размещать здесь свои производства и другие объекты.
Общий объем зарубежных инвестиций, поступивших в Ивановскую область за последние 5 лет (2008 - 2012 годы), составил 617 млн. долларов США.
Крупнейшими инвестиционными проектами с иностранным участием, реализуемыми в Ивановской области, являются ООО "Эггер Древпродукт Шуя" - предприятие по переработке древесины и проект строительства в Ивановской области завода по производству технических тканей планируемой мощностью 15 миллионов погонных метров ткани в год и стоимостью 125 миллионов евро, реализация которого предусмотрена контрактом, заключенным между ООО "Ивановская мануфактура" и словенской компанией "РИКО Групп". На заводе по производству технических тканей планируется выпускать 25 типов различной технической ткани, используемой в строительстве, энергетике, медицине и других сферах.
Проект строительства завода по производству технических тканей в Ивановской области предложено включить в программу мероприятий по развитию двустороннего экономического сотрудничества между Россией и Словенией.
6. Выставочно-ярмарочная деятельность, международное
культурное и иное гуманитарное сотрудничество
в Ивановской области
В соответствии с указом Губернатора Ивановской области от 09.02.2007 № 20-уг "Об участии исполнительных органов государственной власти Ивановской области в выставочно-ярмарочных мероприятиях" межведомственным советом по выставочно-ярмарочной деятельности при Губернаторе Ивановской области формируются планы выставочно-ярмарочных мероприятий, в которых принимает участие Правительство Ивановской области.
Согласно указанным планам, утвержденным Губернатором Ивановской области, ежегодно осуществляется подготовка, проведение и участие более чем в 25 выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом и в Российской Федерации, включая Ивановскую область, в том числе в 10 - 12 мероприятиях международного уровня.
Проведение комплекса выставочно-ярмарочных мероприятий способствует развитию внешнеэкономических связей хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в Ивановской области; повышению их экспортного потенциала и конкурентоспособности производимой ими продукции; повышению эффективности выставочно-ярмарочной деятельности как одного из способов развития экономики Ивановской области и увеличению налоговых поступлений в областной бюджет; укреплению положительного имиджа товаропроизводителей Ивановской области; развитию внутреннего рынка и сферы услуг региона.
В Ивановской области ежегодно проводятся ставшие традиционными выставочно-ярмарочные и презентационные мероприятия: Международный текстильно-промышленный форум "Золотое Кольцо", Международный конкурс "Текстильный салон", фестиваль "Льняная палитра".
Основная тема Международного текстильно-промышленного форума "Золотое Кольцо", проводимого по инициативе Правительства Ивановской области при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, - социально-экономическая политика и проекты регионального развития в сфере инфраструктуры, промышленности и инновационных кластеров, специфика развития индустриальных площадок. В рамках указанного форума проводятся выставки продукции, презентации инновационных разработок и перспективных инвестиционных проектов ведущих предприятий, зарегистрированных в Ивановской области. В деловой программе этого форума принимают участие десятки отечественных и зарубежных компаний.
Наравне с другими региональными территориальными брендами, которые успешно работают на положительный имидж региона, способствуя улучшению инвестиционного климата в Ивановской области, настоящим брендом Ивановской области стал Международный конкурс "Текстильный салон". Его организаторами выступают Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Правительство Ивановской области, администрация города Иванова, областная общественная организация "Деловая женщина".
Это масштабное мероприятие способствует расширению международных экономических связей, привлечению внимания инвесторов, оптовых покупателей к перспективной текстильной и швейной промышленности. Его основными целями являются содействие формированию отечественного рынка индустрии моды, установление деловых контактов руководителей и специалистов текстильных и швейных предприятий с учеными вузов, научно-исследовательских организаций, модельерами и дизайнерами, повышение престижа труда рабочих профессий. В рамках мероприятий Международного конкурса "Текстильный салон" проводятся семинары, "круглые столы", посвященные образованию, текстильному производству и индустрии моды, конкурсы, кастинг демонстраторов одежды выставки и другие.
Регулярное проведение фестиваля "Льняная палитра", последним из которых стал VIII Российский летний фестиваль "Плес на Волге. Льняная палитра" в июле 2013 года, способствует развитию производства конкурентоспособных льняных тканей, одежды, домашнего текстиля, обуви, головных уборов из льна, установлению экономических связей, формированию творческой площадки для обмена опытом представителей всех структур, задействованных в сфере льняной Fashion-индустрии, развитию туризма в Центральной России. Важной задачей данного фестиваля является также поддержка традиционного для Ивановской области льняного производства, а также молодежного творчества - детских театров моды.
Ивановская область имеет давние культурные традиции, высокий уровень оснащенности объектами культуры, значительное количество высших учебных заведений, что создает серьезный потенциал для культурного и иного гуманитарного сотрудничества.
Основными участниками международных контактов Ивановской области в гуманитарной сфере являются образовательные организации, учреждения культуры, органы государственной власти Ивановской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области. Развитие культурного сотрудничества стимулирует деловую активность региона, способствует формированию его позитивного имиджа, дает возможность позиционировать Ивановскую область как перспективного, надежного партнера в сфере гуманитарных связей и во внешнеторговой деятельности.
Международное сотрудничество Ивановской области в данной сфере осуществляется по следующим направлениям:
- участие в конкурсах международных организаций на получение грантов для реализации проектов в сфере образования, культуры, малого и среднего бизнеса;
- проведение дней Ивановской области за рубежом, обмен культурными миссиями;
- участие в международных фестивалях искусств;
- гастроли ивановских художественных коллективов за рубежом;
- межвузовские обмены, стажировки преподавателей;
- выставки, семинары, конференции с участием иностранных специалистов;
- оздоровительный и образовательный отдых детей за рубежом;
- реализация на территории Ивановской области социальных проектов с международной поддержкой.
В частности, на территории Ивановской области осуществляются:
- международные проекты академических обменов и стажировок (ТЕМПУС, АЙРЕКС; "Открытый мир", "Размус Мундус", программа обменов сенатора Тейлора, "Михаил Ломоносов" (цикл естественных наук), "Эммануил Кант" (цикл гуманитарных наук) и др.);
- проекты в рамках сотрудничества с институтом им. Гете (Германия);
- проекты "Брайтенарбайт" и "ОПР-Мэдхен" (Германия);
- проекты Фонда "Евразия" в сфере формирования гражданского общества и Фонда Форда в сфере реализации художественных проектов;
- образовательные программы ДААД, Фонда Боша, Фонда Ф. Науманна, института "Открытое общество";
- совместные социальные и образовательные проекты с городами-партнерами Пассау (Германия), Ганновер (Германия), округом Шаумбург (Германия), графством Стаффордшир (Англия);
- проекты по молодежным обменам и поддержке социально не защищенных детей в рамках сотрудничества с международной молодежной организацией ИМКА (США, Англия, Германия);
- программа сотрудничества с Итальянским культурным центром при Посольстве Италии в России.
Исполнительными органами государственной власти Ивановской области, образовательными учреждениями высшего профессионального образования, общественными организациями установлены контакты с международными организациями-грантодателями, через которые в Ивановскую область поступают гранты на социальные, образовательные и художественные цели. При этом у Ивановской области сложилась репутация серьезного и ответственного грантополучателя, использующего полученные средства эффективно и транспарентно.
Активно развиваются международные связи образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных в Ивановской области, с университетами и институтами многих стран мира, в том числе Германии, Италии, Норвегии, Польши, США, Китая, Монголии, Украины, Японии.
В последние годы ученые региона становились победителями различных конкурсов и теперь проводят совместные исследования в рамках различных международных программ и проектов как научного, так и образовательного направления. Согласно договорам о сотрудничестве проводится обмен студентами, аспирантами и преподавателями.
Академические обмены координируются комиссией по международным связям совета ректоров вузов Ивановской области, культурные - Департаментом культуры и культурного наследия Ивановской области.
С 2007 года Правительством Ивановской области при поддержке Администрации Президента Российской Федерации, Государственной Думы Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Правительства Москвы и Союза кинематографистов России ежегодно проводится Международный кинофестиваль "Зеркало" имени Андрея Тарковского. В программу указанного фестиваля входят международный конкурс игровых фильмов, специальные показы, ретроспективы, анимационные фильмы, студенческое кино. Ежегодно на этом фестивале демонстрируется около 150 фильмов, проходит более 50 творческих встреч, фестивальные мероприятия посещают около 25 тысяч человек. Кроме города Иваново мероприятия проводятся в других городах Ивановской области: Юрьевце, Кинешме, Плесе, Шуе, Родниках. Указанный кинофестиваль вошел в десятку наиболее известных среди экспертов фестивалей и премий.
7. Основные цели и направления международного сотрудничества
Ивановской области на 2014 - 2018 годы
Основными задачами международного и внешнеэкономического сотрудничества являются развитие торгово-экономических отношений с иностранными государствами, в первую очередь, с государствами - участниками СНГ, создание и продвижение региональных территориальных брендов Ивановской области.
Исходя из сложившейся системы экономических, культурных и иных отношений Ивановской области с зарубежными странами и рекомендаций МИД России, Минэкономразвития России Концепцией определяются в качестве приоритетных направлений развития международных связей Ивановской области в 2014 - 2018 годах следующие иностранные государства:
- в дальнем зарубежье - Германия, Италия, Австрия, Латвия;
- в СНГ - Украина, Беларусь, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Азербайджан.
Работа с партнерами в указанных государствах будет строиться на основе двусторонних соглашений о сотрудничестве с органами государственной власти иностранных государств, субъектами иностранных федеративных государств и административно-территориальными образованиями иностранных государств, входящими в их состав. При этом основное внимание должно уделяться качественному совершенствованию и углублению наработанных контактов, а не количественному расширению связей.
Стратегическими целями Концепции на период ее действия являются:
- развитие международных и внешнеэкономических связей с государствами - участниками СНГ и государствами вне СНГ;
- создание системного механизма, содействующего последовательному росту экспорта из Ивановской области в ближнее и дальнее зарубежье;
- совершенствование нормативно-правовой базы Ивановской области в сфере международных и внешнеэкономических отношений;
- активизация работы по дальнейшему повышению инвестиционного рейтинга Ивановской области и созданию ее позитивного имиджа, в том числе за счет развития культурных, научных, образовательных и иных гуманитарных связей;
- содействие реализации на территории Ивановской области системных проектов, обеспечивающих ее ускоренное социально-экономическое развитие (текстильный кластер, туристско-рекреационный кластер "Плес", туристский кластер "Волжская Ривьера", туристский инвестиционный проект "Палех - родина Жар-птицы").
При решении вопросов международного и внешнеэкономического сотрудничества Правительство Ивановской области и иные исполнительные органы государственной власти Ивановской области будут руководствоваться также задачами, вытекающими из государственной программы Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.03.2013 № 386-р, и распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.06.2013 № 1079-р "Об утверждении плана реализации государственной программы Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность" на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", направленными на системное, последовательное достижение поставленных целей и эффективную реализацию задач данной государственной программы, включая укрепление взаимодействия с иностранными государствами, межгосударственными объединениями и международными организациями, расширение российского культурно-гуманитарного присутствия за рубежом и в целом - создание благоприятных внешних условий для долгосрочного развития страны, укрепления ее позиций на мировой арене в современной системе международных координат.
В целях всестороннего и эффективного обеспечения интересов Российской Федерации на международной арене, создания благоприятных внешних условий для долгосрочного развития страны исполнительные органы государственной власти Ивановской области во взаимодействии с МИД России, Минрегионом России и Россотрудничеством будут в установленном порядке участвовать в реализации государственной политики Российской Федерации в сфере международных отношений, содействовать расширению российского культурно-гуманитарного присутствия в мире.
8. Основные задачи в сфере внешнеэкономических связей
Основными задачами, на решение которых направлена Концепция в сфере внешнеэкономических связей, являются:
- закрепление Ивановской области и ее предприятий в сырьевых регионах (Средняя Азия, Казахстан, Азербайджан, Беларусь);
- закрепление на рынках сбыта текстильной продукции в странах - членах СНГ, освоение рынков сбыта текстильной продукции в ЕС и странах Средиземноморья;
- освоение рынков сбыта продукции машиностроения (Средний Восток, КНР, Латинская Америка);
- освоение мировых рынков производственных услуг (пошив одежды и постельного белья, изготовление комплектующих для машиностроительных компаний);
- оказание политической, организационной и информационной поддержки предприятиям, зарегистрированным в Ивановской области, в продвижении их продукции на мировые рынки.
9. Основные задачи в сфере привлечения
иностранных инвестиций
Главными задачами региональной инвестиционной политики должны стать создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения частных иностранных инвестиций на основе совершенствования нормативно-правовой базы Ивановской области и поддержки эффективных инвестиционных проектов, а также укрепление положительного инвестиционного имиджа Ивановской области.
В интересах наращивания своего экономического потенциала и развития социальной инфраструктуры Ивановская область будет поощрять прямые инвестиции в формах создания на ее территории новых, принадлежащих иностранным физическим и юридическим лицам предприятий по производству конкурентоспособных на внешнем рынке товаров и услуг, включая строительство производственных филиалов иностранных компаний, организации совместных предприятий.
В качестве важных инструментов укрепления положительного инвестиционного имиджа Ивановской области и привлечения в регион иностранных инвесторов в период действия Концепции должны быть использованы активизация выставочно-ярмарочной деятельности за рубежом, в Ивановской области и других субъектах Российской Федерации, осуществляемой на основе ежегодных планов выставочно-ярмарочных мероприятий, проводимых с участием Правительства Ивановской области; разработка и реализация государственных программ Ивановской области, предусматривающих мероприятия в сфере международных и внешнеэкономических связей, в том числе реализация государственной программы Ивановской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 459-п, и участие в федеральных целевых программах, государственных программах; планы мероприятий ("дорожные карты"), связанные с осуществлением и развитием внешнеэкономической деятельности, внедрение положений Регионального инвестиционного стандарта деятельности органов власти по улучшению инвестиционного климата и условий ведения предпринимательской деятельности, разработанного Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов.
Региональный инвестиционный стандарт деятельности органов власти по улучшению инвестиционного климата и условий ведения предпринимательской деятельности включает 15 лучших инвестиционных практик, используемых экономически наиболее успешными субъектами Российской Федерации, и которые уже апробированы в ряде регионов, доказав свою эффективность.
Полномасштабное внедрение этого инвестиционного стандарта, наряду с реализацией инвестиционной стратегии Ивановской области, ежегодно обновляемого плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры, единого регламента сопровождения инвестиционных проектов, а также принятием необходимых нормативных правовых актов в сфере регулирования инвестиционной деятельности позволит значительно улучшить условия для привлечения в Ивановскую область инвестиций, в том числе зарубежных.
10. Основные задачи в сфере развития культурных
и иных гуманитарных связей
Расширение международных контактов, способствующих развитию образования, науки и культуры в Ивановской области и использованию культурного и научного потенциала региона для укрепления его торгово-экономической базы, будет происходить по следующим основным направлениям:
- формирование и продвижение имиджа Ивановской области как культурного, научного и образовательного центра, способного на позитивное и транспарентное взаимодействие в мультикультурной среде, на участие в международных проектах различного уровня, на генерирование и реализацию научно-технических и социальных идей, отвечающих современному уровню развития общества;
- развитие традиционных культурных и иных гуманитарных связей, ориентированных на исторически сложившиеся отношения с Германией, Италией, КНР, Австрией, Украиной, Узбекистаном, Таджикистаном, Республикой Беларусь и другими странами, учитывая возможность плодотворного сотрудничества с административно-территориальными образованиями указанных стран;
- активизация сотрудничества с международными грантодателями, финансирующими проекты в сфере культуры и технической помощи, активизация участия организаций Ивановской области в конкурсах на получение международных грантов (при этом упор должен быть сделан на привлечение грантов, содействующих привлечению в регион современных производственных и управленческих технологий и подготовке специалистов, владеющих данными технологиями);
- расширение связей с международными организациями, такими как Совет Европы, Ассамблея европейских регионов и другие;
- расширение связей с объединениями соотечественников, проживающих за рубежом;
- содействие привлечению в образовательные учреждения высшего профессионального образования в Ивановской области иностранных студентов;
- организация и проведение семинаров, конференций по обмену опытом в сфере образования и воспитания, в том числе в интерактивном режиме;
- участие школьников, учащейся молодежи и студентов в творческих конкурсах, предметных олимпиадах, в том числе в дистанционной форме с применением современных информационных технологий;
- повышение квалификации управленческих и педагогических кадров, в том числе в дистанционном режиме;
- развитие связей между медицинскими учреждениями Ивановской области и иностранных государств, включая проведение совместных мероприятий.
11. Основные инструменты реализации Концепции
Основными инструментами реализации Концепции являются:
11.1. В сфере международного сотрудничества:
- осуществление мониторинга за ходом исполнения имеющихся у Ивановской области соглашений о сотрудничестве с органами государственной власти иностранных государств, субъектами иностранных федеративных государств и административно-территориальными образованиями иностранных государств, анализ и оценка результатов их выполнения, обобщение и систематизация положительного опыта, разработка на основе проводимых исследований программ и рекомендаций с целью совершенствования данной деятельности;
- подготовка и заключение соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами;
- систематизация и совершенствование нормативно-правовой базы Ивановской области в сфере международных и внешнеэкономических отношений;
- создание на официальном портале Правительства Ивановской области банка данных о международных связях Правительства Ивановской области, исполнительных органов государственной власти Ивановской области, муниципальных образований Ивановской области;
- активизация работы с потенциальными партнерами за рубежом через межправительственные и межпарламентские комиссии и двусторонние рабочие группы по сотрудничеству, действующие при МИД России, Минэкономразвития России и других федеральных органах исполнительной власти.
11.2. В сфере внешнеэкономических связей и инвестиционной деятельности:
- разработка и совершенствование нормативно-правовой базы Ивановской области по следующим направлениям: создание преференциальных условий для участников внешнеэкономической деятельности на территории Ивановской области; стимулирование привлечения иностранных инвестиций на территорию Ивановской области; обеспечение льгот, гарантий иностранным инвесторам; стимулирование международной финансовой аренды (лизинга);
- реализация на территории Ивановской области концепции создания текстильно-промышленного кластера;
- содействие модернизации производственной базы предприятий, в том числе составляющих основу экспортного потенциала Ивановской области, путем поддержки (через возмещение части ставки банковского кредита) реализуемых ими проектов технического перевооружения и закупок оборудования для развития экспортных и импортозамещающих производств, а также через использование лизинга;
- развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности посредством формирования зон территориального развития, создания и развития индустриальных парков и подготовки промышленных площадок для размещения инвесторами на их территории производственных объектов;
- расширение географии внешней торговли.
11.3. В сфере туризма, культурной и иной гуманитарной деятельности:
- формирование позитивного имиджа Ивановской области как культурного и туристского центра посредством проведения ее презентаций в российских и иностранных дипломатических представительствах, торгово-промышленных палатах, на выставочно-ярмарочных мероприятиях;
- поддержка и продвижение информационно-рекламной системы для обеспечения культурной и туристской деятельности с привлечением региональных ресурсов (издание информационно-рекламной продукции, буклетов, справочников, фотоальбомов, размещение и постоянное обновление информации в сети Интернет);
- проведение культурно-туристских мероприятий (выставок, ярмарок, фестивалей) и участие в их проведении с целью популяризации Ивановской области и привлечения в сферу туризма частных инвесторов;
- развитие сельского туризма (агротуризма), восстановление и строительство сельских гостевых домов;
- строительство и реконструкция музеев, художественных галерей и других объектов сферы культуры, а также использование их как объектов туристского показа с целью формирования культурно-патриотического и нравственного облика детей и молодежи;
- совершенствование рыночной инфраструктуры для создания специальных экономических зон туристско-рекреационного типа с сохранением самобытности и национальной сути региона;
- осуществление мониторинга и проведение исследований в сфере туризма и культуры, оценка результатов и систематизация положительного опыта, разработка на основе проводимых исследований программ и рекомендаций с целью повышения эффективности результатов деятельности в сфере туризма, культурной и иной гуманитарной деятельности;
- разработка и принятие нормативных правовых актов о поддержке и развитии в Ивановской области международного въездного туризма, о сохранении культурно-исторического наследия;
- содействие созданию на территории Ивановской области современных туристских, культурных и досуговых объектов и обеспечивающей их функционирование инфраструктуры, в том числе созданию туристско-рекреационного кластера "Плес", туристского кластера "Волжская Ривьера" и реализации туристского инвестиционного проекта "Палех - родина Жар-птицы" путем осуществления государственных программ Ивановской области, участия в государственных программах, а также с использованием принципов государственно-частного партнерства;
- продвижение инвестиционных проектов (поиск инвесторов и координация проектов) по развитию инфраструктуры в сфере туризма и культуры с использованием механизмов кредитования и грантов;
- организация и проведение в Ивановской области уникальных, привлекательных для туристов и деятелей культуры мероприятий (выставок, конференций, фестивалей), в том числе международных;
- содействие формированию сервисного пакета услуг при гостиницах, принимающих иностранных граждан.
11.4. В сфере труда и занятости населения:
- обмен научно-практической, методической информацией и опытом работы по вопросам перспективных направлений развития системы социального обслуживания в соответствии с действующими стандартами, правилами и нормативами в сфере труда и занятости населения;
- информационный обмен по вопросам развития трудовых отношений, в том числе по вопросам социального партнерства и коллективно-договорных отношений, повышения уровня жизни, доходов населения, охраны и экспертизы условий труда, аттестации рабочих мест, развития персонала и обеспечения рынка труда квалифицированными кадрами;
- обмен информацией и опытом работы по реализации государственной политики в сфере социального обслуживания населения, в том числе по применению современных инновационных технологий совершенствования системы управления отраслью труда и занятости населения.
12. Обеспечение экономической безопасности
в сфере международных и внешнеэкономических связей
Ивановской области
С целью обеспечения экономической безопасности Ивановской области и зарегистрированных на ее территории хозяйствующих субъектов в процессе подготовки соглашений о сотрудничестве Ивановской области с органами государственной власти иностранных государств, субъектами иностранных федеративных государств и административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также при проработке крупных внешнеэкономических проектов, предназначенных для реализации на территории Ивановской области, исполнительными органами государственной власти Ивановской области будут предприниматься меры по защите экономических интересов региона, его экономической и экологической безопасности, включая:
- обеспечение предварительной экспертизы соглашений о сотрудничестве с органами государственной власти иностранных государств, субъектами иностранных федеративных государств и административно-территориальными образованиями иностранных государств, заключаемых Правительством Ивановской области, при содействии федеральных органов исполнительной власти и, в первую очередь, МИД России и Минэкономразвития России;
- проверку с использованием собственных возможностей, банков данных других регионов, межрегиональных ассоциаций и федеральных органов исполнительной власти потенциальных зарубежных партнеров, обратившихся в Правительство Ивановской области и к предприятиям, зарегистрированным в Ивановской области, с крупномасштабными коммерческими и финансовыми предложениями;
- оказание консультационной помощи предприятиям, зарегистрированным в Ивановской области, по вопросам заключения и проведения внешнеэкономических сделок;
- создание банка данных по отрицательно зарекомендовавшим себя на территории Ивановской области иностранным организациям и предпринимателям, налаживание информационного обмена по данному вопросу с другими регионами.
Координация указанных мер осуществляется заместителем Председателя Правительства Ивановской области, руководителем Комплекса экономического развития Ивановской области.
13. Координация деятельности исполнительных органов
государственной власти Ивановской области в сфере
международного сотрудничества
Координация международных связей и реализация единого системного подхода при установлении международных контактов, выполнении проектов и программ с участием исполнительных органов государственной власти Ивановской области осуществляется на основании постановления Правительства Ивановской области от 23.11.2012 № 490-п "Об утверждении Регламента организации подготовки и проведения мероприятий в сфере международных и внешнеэкономических связей Правительства Ивановской области и исполнительных органов государственной власти Ивановской области" (далее - Регламент).
Работа по координации официальных международных связей Ивановской области осуществляется заместителем Председателя Правительства Ивановской области, руководителем представительства Правительства Ивановской области в городе Москве.
Управлением протокола Правительства Ивановской области осуществляется организация приема иностранных и международных делегаций, посещающих Правительство Ивановской области, в том числе сбор информации по результатам работы с данными делегациями. Прием иностранных и международных делегаций, посещающих Правительство Ивановской области, осуществляется на основании Регламента.
Состав официальных делегаций исполнительных органов государственной власти Ивановской области и планы выставочно-ярмарочной деятельности Ивановской области утверждаются Губернатором Ивановской области.
Мероприятия в сфере международного и внешнеэкономического сотрудничества, а также иные мероприятия с участием иностранных партнеров осуществляются исполнительными органами государственной власти Ивановской области в соответствии с их компетенцией.
Органы местного самоуправления муниципальных образований, общественные организации и хозяйствующие субъекты осуществляют международные и внешнеэкономические связи на территории Ивановской области в соответствии со своими уставными полномочиями с соблюдением законодательства Российской Федерации.
14. Заключительные положения
Общий контроль за ходом реализации Концепции, разработкой и выполнением планов мероприятий и программ по осуществлению международных и внешнеэкономических связей Ивановской области осуществляет заместитель Председателя Правительства Ивановской области, руководитель представительства Правительства Ивановской области в городе Москве.
Результаты работы по реализации Концепции ежегодно рассматриваются на заседании Правительства Ивановской области.
Для обеспечения общественной поддержки реализации Концепции Правительство Ивановской области будет тесно взаимодействовать с Союзом промышленников и предпринимателей Ивановской области, Торгово-промышленной палатой Ивановской области, советом ректоров вузов Ивановской области, а также иными общественными объединениями, действующими на территории Ивановской области. Концепция предполагает, что это позволит каждому участнику в сфере международного сотрудничества вносить свои предложения и замечания в целях повышения эффективности действий исполнительных органов государственной власти Ивановской области в развитие международных и внешнеэкономических связей Ивановской области в целом.
При необходимости в настоящую Концепцию могут быть внесены изменения. Основанием для корректировки Концепции являются решения Губернатора Ивановской области.
------------------------------------------------------------------