По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Ивановского арбитражного суда от 19.09.2014 по делу N А17-1480/2014 <О признании недействующим Постановления РСТ Ивановской области от 19.12.2013 N 589-э/4 "О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области" в части необоснованного снижения величины необходимой валовой выручки, использованной при установлении размера сбытовых надбавок и значения доходности продаж ООО "Ивановоэнергосбыт"> Свод законодательства



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 сентября 2014 г. по делу № А17-1480/2014

г. Иваново

Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2014 года. Полный текст решения изготовлен 19 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе председательствующего Герасимова В.Д., судей Кочешковой М.В. и Чеботаревой И.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.Е., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению ООО "Ивановоэнергосбыт" (ИНН 3702044413, ОГРН 10337001096510) к Региональной службе по тарифам Ивановской области (ИНН 3729024414, ОГРН 1033700052484) о признании недействующим постановления РСТ Ивановской области от 19.12.2013 г. № 589-э/4 "О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области" в части необоснованного снижения величины необходимой валовой выручки, использованной при установлении размера сбытовых надбавок и значения доходности продаж ООО "Ивановоэнергосбыт";
- об обязании РСТ Ивановской области устранить нарушение законодательства о ценообразовании путем включения в размер необходимой валовой выручки ООО "Ивановоэнергосбыт" в 2014 году расходы по статье "Услуги вневедомственной охраны" в сумме 1 383 300 руб.; "Расходы на услуги коммунального хозяйства" в сумме 1 975 890 руб.; "Расходы на уплату членских взносов в МП "Совет рынка" в сумме 1 434 000 руб.; "Расходы на выполнение работ соответствия техническим требованиям оптового рынка электрической энергии (мощности) АИИСКУЭ" в сумме 1 062 300 руб., "Расходы на оплату труда" фактических затрат 121 834 710,06 руб.;
- об обязании РСТ Ивановской области установить на 2014 год следующие ставки сбытовой надбавки для гарантирующего поставщика ООО "Ивановоэнергосбыт": сбытовая надбавка тарифная группа потребителей "население" и приравненные к нему категории потребителей 1 полугодие 0,23822 руб./кВт·ч: 2 полугодие 0,25535 руб./кВт·ч; сбытовая надбавка тарифная группа потребителей "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии 1 полугодие 0,42814 руб./кВт·ч; 2 полугодие 0,35175 руб./кВт·ч.
Тарифная группа "прочие потребители". В виде формулы на розничном рынке на территории объединенных в ценовые зоны оптового рынка:
1 полугодие






2 полугодие






- j-й вид цены на электрическую энергию и (или) мощность k-го ГП, руб./кВт·ч или руб./кВт, указанный в п. 16 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э (зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2012, регистрационный № 25975);
- доходность продаж, определяемая в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденными приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э (зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2012, регистрационный № 25975), и указанная в отношении i-х подгрупп группы "прочие потребители" k-го ГП в таблице:

Доходность продаж для группы "прочие потребители" (ДП)
подгруппы потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств
менее 150 кВт
от 150 до 670 кВт
от 670 кВт до 10 МВт
не менее 10 МВт
проценты
проценты
проценты
проценты
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
16,59
16,49
15,31
15,16
10,43
10,33
-
-

Коэффициент параметров деятельности гарантирующего поставщика 
1 полугодие
2 полугодие
0,89
1,28

при участии в судебном заседании:
от заявителя - С.Е. (доверенность от 19.12.2013 г.), Р.И. (доверенность от 16.06.2014 г.),
от РСТ Ивановской области - Р.Д. (доверенность от 11.09.2014 г.),

установил:

в Арбитражный суд Ивановской области к Региональной службе по тарифам Ивановской области (далее РСТ Ивановской области) о признании недействующим постановления РСТ Ивановской области от 19.12.2013 г. № 589-э/4 "О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области" в части установления размера сбытовых надбавок, коэффициента параметров деятельности гарантирующего поставщика и коэффициента доходности продаж для ООО "Ивановоэнергосбыт" с даты его принятия обратилось ООО "Ивановоэнергосбыт".
ООО "Ивановоэнергосбыт" также заявлены требования:
- об обязании РСТ Ивановской области устранить нарушение законодательства о ценообразовании путем включения в размер необходимой валовой выручки ООО "Ивановоэнергосбыт" в 2014 г. расходы по статье "Услуги вневедомственной охраны" в сумме 1 383 300 руб.; "Расходы на услуги коммунального хозяйства" в сумме 1 975 890 руб.; "Расходы на уплату членских взносов в МП "Совет рынка" в сумме 1 434 000 руб.; "Расходы на выполнение работ соответствия техническим требованиям оптового рынка электрической энергии (мощности) АИИСКУЭ" в сумме 1 062 300 руб., "Расходы на оплату труда" фактических затрат 121 834 710,06 руб.;
- об обязании РСТ Ивановской области установить на 2014 год следующие ставки сбытовой надбавки для гарантирующего поставщика ООО "Ивановоэнергосбыт": сбытовая надбавка тарифная группа потребителей население" и приравненные к нему категории потребителей 1 полугодие 0,23822 руб./кВт·ч: 2 полугодие 0,25535 руб./кВт·ч; сбытовая надбавка тарифная группа потребителей "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической 1 полугодие 0,42814 руб./кВт·ч; 2 полугодие 0,35175 руб./кВт·ч.
Тарифная группа "прочие потребители". В виде формулы на розничном рынке на территории объединенных в ценовые зоны оптового рынка:
1 полугодие






2 полугодие






- j-й вид цены на электрическую энергию и (или) мощность k-го ГП, руб./кВт·ч или руб./кВт, указанный в п. 16 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э (зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2012, регистрационный № 25975);
- доходность продаж, определяемая в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденными приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э (зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2012, регистрационный № 25975), и указанная в отношении i-х подгрупп группы "прочие потребители" k-го ГП в таблице:

Доходность продаж для группы "прочие потребители" (ДП)
подгруппы потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств
менее 150 кВт
от 150 до 670 кВт
от 670 кВт до 10 МВт
не менее 10 МВт
проценты
проценты
проценты
проценты
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
16,59
16,49
15,31
15,16
10,43
10,33
-
-

Коэффициент параметров деятельности гарантирующего поставщика 
1 полугодие
2 полугодие
0,89
1,28

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ ООО "Ивановоэнергосбыт" уточнило предмет заявленных требований изложив его в следующей редакции "признать недействующим постановление РСТ Ивановской области от 19.12.2013 г. № 589-э/4 "О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области" в части необоснованного снижения величины необходимой валовой выручки, использованной при установлении размера сбытовых надбавок и значения доходности продаж ООО "Ивановоэнергосбыт";
- обязать РСТ Ивановской области устранить нарушение законодательства о ценообразовании путем включения в размер необходимой валовой выручки ООО "Ивановоэнергосбыт" в 2014 г. расходы по статье "Услуги вневедомственной охраны" в сумме 1 383 300 руб.; "Расходы на услуги коммунального хозяйства" в сумме 1 975 890 руб.; "Расходы на уплату членских взносов в МП "Совет рынка" - в сумме 1 434 000 руб.; "Расходы на выполнение работ соответствия техническим требованиям оптового рынка электрической энергии (мощности) АИИСКУЭ" - в сумме 1 062 300 руб., "Расходы на оплату труда" фактических затрат - 121 834 710,06 руб.;
- обязать РСТ Ивановской области установить на 2014 г. следующие ставки сбытовой надбавки для гарантирующего поставщика ООО "Ивановоэнергосбыт": сбытовая надбавка тарифная группа потребителей "население" и приравненные к нему категории потребителей 1 полугодие 0,23822 руб./кВт·ч: 2 полугодие 0,25535 руб./кВт·ч; сбытовая надбавка тарифная группа потребителей "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии 1 полугодие 0,42814 руб./кВт·ч; 2 полугодие 0,35175 руб./кВт·ч.
Тарифная группа "прочие потребители". В виде формулы на розничном рынке на территории объединенных в ценовые зоны оптового рынка:
1 полугодие






2 полугодие






- j-й вид цены на электрическую энергию и (или) мощность k-го ГП, руб./кВт·ч или руб./кВт, указанный в п. 16 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э (зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2012, регистрационный № 25975);
- доходность продаж, определяемая в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденными приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э (зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2012, регистрационный № 25975), и указанная в отношении i-х подгрупп группы "прочие потребители" k-го ГП в таблице:

Доходность продаж для группы "прочие потребители" (ДП)
подгруппы потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств
менее 150 кВт
от 150 до 670 кВт
от 670 кВт до 10 МВт
не менее 10 МВт
проценты
проценты
проценты
проценты
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
16,59
16,49
15,31
15,16
10,43
10,33
-
-

Коэффициент параметров деятельности гарантирующего поставщика 
1 полугодие
2 полугодие
0,89
1,28

Необходимость удовлетворения заявленных требований "Ивановоэнергосбыт" обосновывает следующими обстоятельствами.
19.12.2013 г. РСТ Ивановской области принято постановление № 589-э/4 "О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области" (опубликовано в периодическом издании "Ивановская газета" 25.12.2013 г.), которым установлены ставки сбытовой надбавки для ООО "Ивановоэнергосбыт":
- тарифная группа "население" и приравненные к ней категории потребителей: 1 полугодие - 0,23822 руб./кВт·ч. 2 полугодие - 0,25535 руб./кВт·ч;
- тарифная группа "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии": 1 полугодие - 0,42814 руб./кВт·ч, 2 полугодие - 0,13438 руб./кВт·ч;
- тарифная группа "прочие потребители" (в виде формулы на розничном рынке на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка):
1 полугодие






2 полугодие






Кроме того указанным постановлением РСТ Ивановской области утвердило для ООО "Ивановоэнергосбыт" используемые в расчете сбытовой надбавки для тарифной группы "прочие потребители" коэффициенты доходности продаж и параметров деятельности гарантирующего поставщика.

Доходность продаж для группы "прочие потребители" (ДП)
подгруппы потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств
менее 150 кВт
от 150 до 670 кВт
от 670 кВт до 10 МВт
не менее 10 МВт
проценты
проценты
проценты
проценты
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
полугодие
полугодие
полугодие
полугодие
полугодие
полугодие
полугодие
полугодие
16,59
16,49
15,31
15,16
10,43
10,33
-
-

Коэффициент параметров деятельности гарантирующего поставщика 
1 полугодие
2 полугодие
0,89
1,28

По мнению ООО "Ивановоэнергосбыт" постановление РСТ Ивановской области от 19.12.2013 г. № 589-э/4 не соответствует требованиям статей 23, 28, 38 Федерального закона от 26.03.2006 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее Закон об энергетике), пунктам 16, 17, 18, 19, 26, 31 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от № 1178 (далее Основы ценообразования), пунктам 19, 25 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее Правила № 1178) и Приказу Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 30.10.2012 г. № 703-э "Об утверждении Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков" имеющих большую юридическую силу в связи с необоснованным снижением расходов включаемых необходимую валовую выручку (НВВ) заявителя.
Заявитель в соответствии с пунктами 12 и 17 Правил № 1178 представил в регулирующий орган пакет документов, подтверждающих обоснованность предложенных затрат.
ООО "Ивановоэнергосбыт" считает, что при установлении сбытовой надбавки в нарушение требований пункта 29 Основ ценообразования РСТ Ивановской области необоснованно занизило расходы в связи с чем расходы по статье "Услуги по вневедомственной охране" должны быть учтены в НВВ в размере 1 383 300 руб.; по статье "Расходы на услуги коммунального хозяйства" в сумме 1 975 890 руб.; по статье "Расходы на уплату членских взносов в НП "Совет рынка" в сумме 1 434 000 руб.; по статье "Расходы на выполнение работ для подтверждения соответствия техническим требованиям оптового рынка электрической энергии (мощности) АИИСКУЭ" в сумме 1 062 300 руб., по статье "Расходы на оплату труда" фактические затраты в сумме 121 834 710,06 руб.
Оспариваемое постановление РСТ Ивановской области нарушает экономические интересы заявителя, поскольку приведет к неполучению доходов ООО "Ивановоэнергосбыт" для возмещения экономически обоснованных расходов от продажи электроэнергии в качестве гарантирующего поставщика, которые должны быть учтены при установлении для него сбытовой надбавки. В целом величина недополученного дохода в результате применения сбытовых надбавок, установленных для гарантирующего поставщика ООО "Ивановоэнергосбыт" на 2014 год составит 36 779 193,95 руб.
РСТ Ивановской области считает оспариваемый акт правомерным, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующих обстоятельств.
Формирование сбытовых надбавок для гарантирующего поставщика ООО "Ивановоэнергосбыт" на 2014 г. производилось РСТ Ивановской области с учетом принципов и методов государственного регулирования цен (тарифов) и контроля в электроэнергетике, предусмотренными статьями 20, 23 Закона об энергетике.
При расчете сбытовых надбавок и размера доходности продаж гарантирующего поставщика ООО "Ивановоэнергосбыт" исключены объемы покупки ООО "Ивановоэнергосбыт" по группам точек поставки, утвержденных Приказом ФСТ от 28.06.2013 № 123-э/1 в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по Ивановской области на 2014 год: PIVENS22 - потребитель ООО "Шуйско-Тезинская фабрика" - 9 563,1 тыс. кВт·ч, PIVENS23 - потребитель ОАО "Колобовская ткацкая фабрика" - 4 446,9 тыс. кВт·ч, PIVENS24 - потребитель ИП С.Д. - 2 087,9 тыс. кВт·ч, PENERSK1 - потребитель ПБОЮЛ К.А. - 21 804,8 тыс. кВт·ч, покупка электрической энергии с оптового рынка по которым осуществляется ООО "Ивановоэнергосбыт" в качестве энергосбытовой организации (данные потребители находятся вне зоны деятельности ООО "Ивановоэнергосбыт" как гарантирующего поставщика). В целях обеспечения экономической обоснованности расчетов при исключении вышеуказанных объемов из расчета сбытовых надбавок гарантирующего поставщика на 2014 г. РСТ посчитало необходимым исключить из необходимой валовой выручки расходы по обслуживанию указанных потребителей.
В связи с отсутствием в составе материалов тарифного дела ООО "Ивановоэнергосбыт" показателей раздельного учета доходов и расходов, расчета нормативной численности персонала, необходимого для осуществления сбытовой деятельности, штатного расписания, ООО "Ивановоэнергосбыт" на регулируемый и отчетные периоды, а также информации о потребителях (количество точек поставки и абонентов), для определения экономически обоснованных расходов ООО "Ивановоэнергосбыт", включаемых в расчет сбытовых надбавок, к расходам по обслуживанию потребителей, за исключением населения и приравненных к нему потребителей, применен понижающий коэффициент 0,9. Данный коэффициент принят исходя из отношения плановой величины объемов покупки электрической энергии (мощности) гарантирующим поставщиком ООО "Ивановоэнергосбыт" для данных потребителей в 2014 г. к плановой величине объемов покупки электрической энергии (мощности) гарантирующим поставщиком ООО "Ивановоэнергосбыт" в 2014 г., учтенной в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в отношении ООО "Ивановоэнергосбыт" на 2014 г. за исключением объемов покупки электрической энергии (мощности) для группы потребителей "население" и приравненные к нему категории потребителей - 12,3% с учетом непрямой зависимости расходов на сбыт от величины полезного отпуска.
При принятии решения РСТ Ивановской области руководствовалось принципами исключения из расчета экономически необоснованных расходов. Оспариваемое решение принято с соблюдением процедуры, установленной Правилами № 1178. В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за 2014 г. и иных материалов будут выявлены экономически обоснованные расходы организации, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов), указанные расходы (доход) учитываются регулирующим органом при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Расходы по статье "Услуги вневедомственной охраны" приняты с учетом договоров на охрану на 2014 год и прогнозного роста потребительских цен - 1,056 в размере 991 006 руб., с учетом понижающего коэффициента 0,9 - 892 091 руб. РСТ Ивановской области посчитал экономически необоснованными расходы на охрану административного здания, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Калинина, д. 9/21.
При установлении суммы расходов по статье "Услуги коммунального хозяйства" их размер определен на основании заключенных аналогичных договоров аренды нежилых помещений на основании проведенного мониторинга стоимости аренды 1 кв. м.
Расходы по статье "Расходы на уплату членских взносов в НП "Совет рынка" приняты в сумме 1 210 009 руб. на основании ожидаемых расходов за 2013 г. (с учетом фактических показателей за 9 месяцев 2013 года) и индекса цен производителей на 2014 г. - 1,048), с учетом понижающего коэффициента 0,9 - 1 095 074 руб.,
По статье "Расходы на выполнение работ для подтверждения соответствия техническим требованиям оптового рынка электрической энергии (мощности) АИИСКУЭ" приняты на основании ожидаемых показателей за 2013 г. (с учетом фактических показателей за 9 месяцев 2013 года) и прогнозного индекса цен производителей - 1,048.
Расходы по статье "Затраты на оплату труда" приняты в сумме 68 621 068 руб., что составляет 118,65% от плана 2013 г., вместо заявленных ООО "Ивановоэнергосбыт" 121 834 710,06 руб.
В нарушение требований пункта 5 Основ ценообразования ООО "Ивановоэнергосбыт" представляет и требует включить в регулируемую государством сбытовую надбавку гарантирующего поставщика все фактические расходы, затраченные на все виды деятельности, в том числе на нерегулируемые не представляя данные раздельного учета.
В связи с непредставления ООО "Ивановоэнергосбыт" материалов, предусмотренных Правилами № 1178 и, экспертным советом РСТ Ивановской области в рамках экспертизы расходов по указанным статьям была произведена экспертная оценка и определены экономически обоснованные расходы на основе представленных заявителем материалов и исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
Заявителем не доказан факт нарушения оспариваемым нормативным актом его законных прав и интересов.
Рассмотрение заявления ООО "Ивановоэнергосбыт" откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Заявление ООО "Ивановоэнергосбыт" рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей сторон, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований исходя из следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что ООО "Ивановоэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на розничном рынке Ивановской области, сбытовые надбавки которого подлежат государственному регулированию.
19.12.2013 г. РСТ Ивановской области принято постановление № 589-э/4 "О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области", которым установлены ставки сбытовой надбавки для ООО "Ивановоэнергосбыт":
- тарифная группа "население" и приравненные к ней категории потребителей: 1 полугодие - 0,23822 руб./кВт·ч. 2 полугодие - 0,25535 руб./кВт·ч;
- тарифная группа "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии": 1 полугодие - 0,42814 руб./кВт·ч, 2 полугодие - 0,13438 руб./кВт·ч;
- тарифная группа "прочие потребители" (в виде формулы на розничном рынке на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка):
1 полугодие






2 полугодие






Кроме того указанным постановлением РСТ Ивановской области утвердило для ООО "Ивановоэнергосбыт" используемые в расчете сбытовой надбавки для тарифной группы "прочие потребители" коэффициенты доходности продаж и параметров деятельности гарантирующего поставщика.

Доходность продаж для группы "прочие потребители" (ДП)
подгруппы потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств
менее 150 кВт
от 150 до 670 кВт
от 670 кВт до 10 МВт
не менее 10 МВт
проценты
проценты
проценты
проценты
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
полугодие
полугодие
полугодие
полугодие
полугодие
полугодие
полугодие
полугодие
16,59
16,49
15,31
15,16
10,43
10,33
-
-

Коэффициент параметров деятельности гарантирующего поставщика 
1 полугодие
2 полугодие
0,89
1,28

По мнению ООО "Ивановоэнергосбыт" постановление РСТ Ивановской области от 19.12.2013 г. № 589-э/4 не соответствует требованиям статей 23, 28, 38 Закона об энергетике, пунктам 16, 17, 18, 19, 26, 31 Основ ценообразования и Приказу Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 30.10.2012 г. № 703-э "Об утверждении Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков" имеющих большую юридическую силу в связи с необоснованным снижением расходов, включаемых в необходимую валовую выручку (НВВ) заявителя, что послужило основанием для обращения ООО "Ивановоэнергосбыт" в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Кроме того ООО "Ивановоэнергосбыт" заявлены требования об обязании РСТ Ивановской области включить в НВВ суммы неучтенных расходов и установлении сбытовых надбавок в указанных им значениях.

Анализ содержания постановления РСТ Ивановской области от 19.12.2013 № 589-э/6 позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемый акт носит нормативный характер.
Понятие нормативного правового акта дано в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" устанавливающего существенные признаками, характеризующие нормативный правовой акт, каковыми являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом и наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Аналогичные признаки нормативного акта выделены и в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" согласно которого по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Постановление РСТ Ивановской области 19.12.2013 г. № 589-э/6 соответствует критериям нормативного акта, установленным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 и Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58. Кроме того отнесение подобного рода заявлений к категории нормативных актов предусмотрено постановлением Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 № 6256/13.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса РФ судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
Подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ (в редакции Федерального закона 07.06.2013 № 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", действующей на момент подачи настоящего заявления для рассмотрения в арбитражный суд установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда. Аналогичная трактовка подведомственности дел арбитражным судам дана и в пункте 2.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58.
Согласно пункта 10 статьи 23 Закона об энергетике споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В силу пункта 4 статьи 21 Закона об энергетике, пункта 1.1 Постановления Правительства Ивановской области от 01.02.2012 № 19-п (ред. от 18.03.2014) "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Ивановской области", РСТ Ивановской области является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, уполномоченным осуществлять на территории Ивановской области государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию и на услуги в сфере электроэнергетики.
Следовательно оспариваемый акт принят в пределах полномочий, предоставленных РСТ Ивановской области действующим законодательством.
Данный нормативный акт был опубликован в Ивановской газете № 237(5566), 25.12.2013 и вступил в силу с 01.01.2014 г.
В силу действия части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии со статьей 23 ФЗ Закона об энергетике государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы:
определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов);
обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии;
учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Согласно положений пунктов 22 и 23 Основ ценообразования регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в котором содержатся мотивированные выводу и рекомендации относительно предлагаемых к установлению тарифов. В рассматриваемом случае экспертное заключение по расчету сбытовых надбавок, доходности продаж и коэффициентов параметров деятельности гарантирующего поставщика электрической энергии ООО "Ивановоэнергосбыт" на 2014 г. было составлено экспертным советом РСТ Ивановской области 17.12.2013 г. (далее экспертное заключение).
При определении НВВ РСТ Ивановской области был применен понижающий коэффициент 0,9. Необходимость применения данного коэффициента обусловлена сокращением в 2013 г. зоны регулируемой деятельности гарантирующего поставщика ООО "Ивановоэнергосбыт". Согласно представленного РСТ Ивановской области расчета в 2014 г. по сравнению с 2012 г. произошло снижение количества обслуживаемых потребителей на 19%, в том числе количество обслуживаемых абонентов - физических лиц снизилось на 18%, а абонентов - юридических лиц - на 49%.
Необходимость применения понижающего коэффициента также обусловлена отсутствием фактических данных раздельного учета доходов и расходов гарантирующего поставщика от регулируемой деятельности, подтвержденных бухгалтерскими документами.
РСТ Ивановской области считает данный подход обоснованным и направленным на исключение необоснованных расходов ООО "Ивановоэнергосбыт" из расчета сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и обеспечение баланса интересов ресурсоснабжающей организации и потребителей.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования необходимой валовой выручкой (НВВ) признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Согласно пункта 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку и оценка их экономической обоснованности, производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
При установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования). К экономически необоснованным расходам гарантирующего поставщика относятся, в том числе, выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:
- расходы гарантирующего поставщика в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;
- учтенные при установлении регулируемых сбытовых надбавок расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые сбытовые надбавки.
Пунктом 12 Основ ценообразования установлены методы регулирования: метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
В рассматриваемом случае при установлении размера сбытовых надбавок в отношении ООО "Ивановоэнергосбыт" был применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Методика применения метода экономически обоснованных расходов (затрат) определена пунктами 15 - 30 Основ ценообразования. Указанный нормативный акт не предусматривает возможность определения НВВ посредством применения понижающего коэффициента. Возможность применения понижающего коэффициента не предусмотрена и пунктом 6 Основ ценообразования в случае непредоставления лицом, в отношении которого осуществляется государственное регулирование цен сведений, раздельного учета доходов и расходов гарантирующего поставщика от регулируемой деятельности, подтвержденных бухгалтерскими документами.
Необходимость применения понижающего коэффициента 0,9 по заявлению РСТ Ивановской области была обусловлена непредоставлением ООО "Ивановоэнергосбыт" документов, подтверждающих ведение раздельного учета по регулируемой и нерегулируемой видам деятельности, в том числе данные раздельного учета расходов, связанных с реализацией электроэнергии населению и приравненных к нему категориям потребителей.
В соответствии с пунктом 19 Правил № 1178 в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.
В рассматриваемом случае запрос о необходимости предоставления ООО "Ивановоэнергосбыт" документов, подтверждающих ведение раздельного учета был направлен РСТ Ивановской области 16.12.2013 г. т.е. непосредственно перед утверждением тарифа (19.12.2013 г.) без указания формы предоставления информации и требований к ней. Данное обстоятельство подтверждается дополнительным отзывом РСТ Ивановской области от 11.09.2014 г.
ООО "Ивановоэнергосбыт" вело раздельный учет, что подтверждается приказом от 29.12.2012 г. № 1018. Запрашиваемые материалы были направлены ООО "Ивановоэнергосбыт" в РСТ Ивановской области 20.12.2013 г. в сроки, установленные пунктом 19 Правил № 1178.
В связи с изложенным довод РСТ Ивановской области о непредоставлении ООО "Ивановоэнергосбыт" документов, подтверждающих ведение раздельного учета по регулируемой и нерегулируемой видам деятельности, также не может быть рассмотрен судом в качестве обоснованности применения понижающего коэффициента 0,9.
У сторон возникли разногласия относительно размера расходов на услуги вневедомственной охраны подлежащего включению в НВВ.
По мнению ООО "Ивановоэнергосбыт" в состав НВВ по данной статье должна быть учтена сумма 1 383 300 руб. РСТ Ивановской области расходы по статье "Услуги вневедомственной охраны" приняты на уровне 2013 г. и прогнозного роста потребительских цен - 1,056 в размере 991 006 руб., с учетом понижающего коэффициента 0,9 в сумме 892 091 руб.
Как следует из отзыва РСТ Ивановской области в расчет НВВ не были включены заявленные ООО "Ивановоэнергосбыт" расходы на охрану административного здания, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Калинина, д. 9/2, в связи с тем, что часть помещений, в которых размещен персонал организации, находились в аренде, а остальные помещения эксплуатировались собственником здания и сдавались в аренду другим арендаторам.
В силу положений пункта 7 Основ ценообразования к экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся расходы не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования.
Факт использования здания д. 9/2 по ул. Калинина г. Иванова ООО "Ивановоэнергосбыт" для осуществления деятельности, РСТ Ивановской области не оспаривается. В материалы тарифного дела ООО "Ивановоэнергосбыт" представлялись копии договоров, заключенные с организациями, осуществляющими услуги вневедомственной охраны, копии актов оказанных услуг организациями вневедомственной охраны за 9 мес. 2013 года.
При указанных обстоятельствах отказ во включение в НВВ части затрат связанных с расходами на охрану административного здания по мотиву сдачи части помещений в аренду не основан на нормах действующего законодательства.
Вопрос о невозможности применения к рассматриваемым правоотношения понижающего коэффициента 0,9 ранее рассмотрен арбитражным судом в настоящем решении.
По мнению ООО "Ивановоэнергосбыт" в состав НВВ должны быть включены расходы на услуги коммунального хозяйства" в сумме 1 975 890 руб.
Согласно позиции РСТ Ивановской области (абз. 1 стр. 8 экспертного заключения) расходы на услуги коммунального хозяйства приняты в сумме 512 630,78 руб. на уровне ожидаемых расходов за 2013 г. (на основании фактических показателей деятельности за 9 месяцев 2013 г.) с учетом индекса роста цен за оказанные услуги в 2014 г. - 1,074 и понижающего коэффициента 0,9. По мнению РСТ расходы на услуги коммунального хозяйства по зданию д. 9/2 по ул. Калинина г. Иванова не являются экономически обоснованными, поскольку должны покрываться за счет высокой арендной платы, учтенной по статье "арендная плата за помещения и гаражи".
Как уже указывалось выше, здание д. 9/2 по ул. Калинина г. Иванова, используется для осуществления производственной деятельности ООО "Ивановоэнергосбыт" в связи с изложенным полное исключение расходов на услуги коммунального хозяйства, связанных с эксплуатацией данного здания, из расчета затрат, учитываемых при определении НВВ, противоречит требованиям пунктов 7 и 18 Основ ценообразования. Кроме того при определении размера расходов РСТ Ивановской области необоснованно применила понижающий коэффициент 0,9.
По заявлению ООО "Ивановоэнергосбыт" при определении НВВ размер расходов на уплату членских взносов в НП "Совет рынка" должен составить 1 434 000 руб.
РСТ Ивановской области в НВВ членские взносы в НП "Совет рынка" включены в размере 1 095 074 руб. При определении размера расходов РСТ Ивановской области за основу была принята сумма 1 210 009 руб. на основании ожидаемых расходов за 2013 г. (с учетом фактических показателей за 9 месяцев 2013 г.) и индекса цен производителей на 2014 год - 1,048), с учетом понижающего коэффициента 0,9.
В соответствии с выписками из протокола заседания Наблюдательного совета НП "Совета рынка" от 08.10.2012 года № ЗО-И/2012 в 2013 году с последующими корректировками членские взносы составляют за 1 квартал 2013 г. 182 000 руб. за 2, 3, 4 квартал 2013 г. 342 000 руб. в квартал. Соответствующие документы были предоставлены ООО "Ивановоэнергосбыт" РСТ Ивановской области письмом от 30.04.2013 № 001-05/431 и повторно письмом от 13.12.13 г. № 101-24/10. Таким образом, при расчете затрат по данной статье необходимо было исходить из действующего на момент утверждения оспариваемого постановления размера членских взносов установленных НП "Совет рынка" - 342 000 руб. Итого ожидаемые затраты на взносы в НП Совет рынка на 2014 год учетом ИПЦ Минэкономразвития составляют 1 434 000 руб.
Помимо вышеизложенного применение понижающего коэффициента 0,9 в рассматриваемом случае также необоснованно так как размер членского взноса не зависит от объема покупаемой электрической энергии и связан со статусом члена некоммерческого партнерства (покупатель, продавец и т.д.).
По заявлению ООО "Ивановоэнергосбыт" РСТ Ивановской области необоснованно снизила расходы связанные с выполнением работ для подтверждения соответствия техническим требованиям оптового рынка электрической энергии (мощности) АИИСКУЭ" с 1 062 300 руб. до 320 070 руб.
Обоснования необходимости установления размера расходов в сумме 320 070 руб. помимо применения понижающего коэффициента 0,9 в экспертном заключении не приводится (последний абз. стр. 7).
В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования в НВВ включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
В подтверждение экономически обоснованных расходов по данным видам работ в адрес РСТ письмом от 13.12.13 г. № 101-24/10 предоставлен договор № 50/01-13 от 17.06.2013 с ООО "Корпорация ЭнергоСнабСтройСервис" с приложением № 1. Из представленных документов видно, что работы будут выполняться и их оплата осуществляться в 2013 - 2014 г.
Вопрос о возможности включения в состав НВВ расходов по статье "Расходы на выполнение работ для подтверждения соответствия техническим требованиям оптового рынка электрической энергии (мощности) АИИСКУЭ" в размере, заявленной ООО "Ивановоэнергосбыт" суммы, подлежит повторному рассмотрению РСТ Ивановской области.
При установлении тарифов на 2014 г. ООО "Ивановоэнергосбыт" заявило расходы на заработную плату в размере 193 091 520 руб. с учетом фактической численности - 334 человека и средней заработной платы в месяц 37 001,94 руб.
В расчете РСТ Ивановской области приняты затраты на заработную плату с учетом нормативной численности 231 человек и средней заработной платы в месяц 24 755,3 руб. итого 68 621 680 руб.
ООО "Ивановоэнергосбыт" считает, что с учетом предложенной РСТ Ивановской области среднемесячной заработной платы в 2014 году на одного работника 24755,30 рублей, общая сумма затрат по данной статье должна составлять 121 834 710,06 руб. (315 человек x 24755,30 руб. x 12 месяцев = 93 575 000 руб. + страховые взносы (30,2% от ФОТ) в сумме 28 259 650 руб.).
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя расходы на оплату труда и страховые взносы.
В обоснование необходимости снижения размера затрат на заработную плату и нормативной численности работников до 231 человек, РСТ Ивановской области указала на непредоставление ООО "Ивановоэнергосбыт" доказательств того, что эти расходы являются расходами от регулируемой деятельности а также на сокращение зоны регулируемой деятельности ООО "Ивановоэнергосбыт" в качестве гарантирующего поставщика в 2014 году по сравнению с 2012 и 2013 годами.
Указанные обстоятельства являлись предметом рассмотрения в настоящем решении и не могут являться основаниями для признания правомерности включения в состав НВВ затрат на заработную плату в размере 68 621 680 руб.
Оспариваемое постановление РСТ Ивановской области нарушает экономические интересы заявителя, поскольку приведет к неполучению доходов ООО "Ивановоэнергосбыт" для возмещения экономически обоснованных расходов от продажи электроэнергии в качестве гарантирующего поставщика, которые должны быть учтены при установлении для него сбытовой надбавки. Согласно представленного заявителем расчета целом величина недополученного дохода в результате применения сбытовых надбавок, установленных для гарантирующего поставщика ООО "Ивановоэнергосбыт" на 2014 год составит 36 779 193,95 руб.
ООО "Ивановоэнергосбыт" также заявлены требования об обязании РСТ Ивановской области устранить нарушение законодательства о ценообразовании путем включения в размер необходимой валовой выручки ООО "Ивановоэнергосбыт" в 2014 г. расходов по статье "Услуги вневедомственной охраны" в сумме 1 383 300 руб.; "Расходы на услуги коммунального хозяйства" в сумме 1 975 890 руб.; "Расходы на уплату членских взносов в МП "Совет рынка" в сумме 1 434 000 руб.; "Расходы на выполнение работ соответствия техническим требованиям оптового рынка электрической энергии (мощности) АИИСКУЭ" в сумме 1 062 300 руб., "Расходы на оплату труда" фактических затрат в сумме 121 834 710 руб.
В отличие от положений пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ нормы главы 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ не наделяют суд правом возложения на органы, осуществляющие публичные полномочия, обязанности по совершению определенных действий, принятию решений или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Вопрос о возможности включения в размер НВВ расходов, в указанных ООО "Ивановоэнергосбыт" размерах, может быть решен только РСТ Ивановской области, являющимся уполномоченным государственным органом в области регулирования тарифов электрической энергии.
В компетенцию арбитражных судов не входят дача указаний органу, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию и на услуги в сфере электроэнергетики, о размере необходимых для установления тарифов.
В соответствии с частью 1 статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 № 7959/08 по делу № А46-6118/2007 судебные расходы по делу в виде государственной пошлине в размере 2 000 руб. отнести на РСТ Ивановской области.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 110, статьями 153 - 176, 194 - 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд

решил:

1. Заявление ООО "Ивановоэнергосбыт" к Региональной службе по тарифам Ивановской области удовлетворить частично.
2. Признать недействующим постановление Региональной службе по тарифам Ивановской области от 19.12.2013 г. № 589-э/4 "О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области" в части необоснованного снижения величины необходимой валовой выручки, использованной при установлении размера сбытовых надбавок и значения доходности продаж ООО "Ивановоэнергосбыт".
В удовлетворении заявления в остальной части отказать.
3. Судебные расходы по делу в виде государственной пошлины отнести на Региональную службу по тарифам Ивановской области. Взыскать с Региональной службы по тарифам Ивановской области в пользу ООО "Ивановоэнергосбыт" 2 000 руб. государственной пошлины.
4. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Председательствующий
В.Д.ГЕРАСИМОВ

Судьи
М.В.КОЧЕШКОВА
И.А.ЧЕБОТАРЕВА


------------------------------------------------------------------