Постановление администрации Заволжского муниципального района от 03.09.2014 N 689-п "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере образования и культуры" Свод законодательства
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОЛЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2014 г. № 689-п
О ФОРМИРОВАНИИ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.03.2013 № 286 "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги" и распоряжением Правительства РФ от 30.03.2013 № 487-р "Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы" администрация Заволжского муниципального района постановляет:
1. Утвердить порядок проведения независимой оценки качества работы муниципальных учреждений Заволжского муниципального района Ивановской области, оказывающих социальные услуги в сфере образования (Приложение 1).
2. Начальнику отдела образования администрации Заволжского муниципального района И.Г. Волковой ознакомить руководителей образовательных учреждений Заволжского муниципального района с порядком проведения независимой оценки качества работы муниципальных учреждений Заволжского муниципального района, оказывающих социальные услуги в сфере образования.
3. Утвердить порядок проведения независимой оценки качества работы муниципальных учреждений Заволжского муниципального района, оказывающих социальные услуги в сфере культуры (Приложение 2).
4. Контроль за исполнением возложить на первого заместителя Главы администрации Заволжского муниципального района Н.А. Гаганову.
Глава администрации
Заволжского муниципального района
С.В.НОВИКОВА
Приложение 1
к постановлению
администрации Заволжского
муниципального района
от 03.09.2014 № 689-п
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАВОЛЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, ОКАЗЫВАЮЩИХ
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
Независимая оценка качества образования - оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях:
- определения соответствия предоставляемого образования:
потребностям физических лиц - потребителей образовательных услуг (в том числе родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
учредителя образовательных организаций, общественных объединений и др. в части составления рейтингов, других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ;
- осуществления деятельности в интересах потребителей образовательных услуг и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:
привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
координацию действий ведомств, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;
совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.
Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических или физических лиц с привлечением к этой оценке организаций, имеющих опыт в данной деятельности и использующих валидный инструментарий для проведения оценочных процедур.
Инициатором проведения сравнительных оценочных процедур могут выступать муниципальный общественный Совет по развитию системы образования Заволжского муниципального района Ивановской области (далее - муниципальный общественный Совет), общественные объединения, учредитель образовательной организации для последующего обсуждения параметров качества образования, соответствия запроса потребителей и предложений поставщиков на рынке образовательных услуг, места и роли продвинутых школ в развитии системы образования.
Отдел образования администрации Заволжского муниципального района, органы местного самоуправления могут инициировать проведение оценочных процедур с учетом перспективы их применения в интересах граждан.
Инициативу по проведению оценочных процедур, направленных на получение результатов, значимых для отдельных граждан, могут проявлять сами граждане при обращении с соответствующим заказом в муниципальный общественный Совет или организации (к экспертам), осуществляющие такие процедуры.
Результаты оценки могут оказаться значимыми для широкого круга заинтересованных пользователей: родителей, руководства школ, органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней.
Нормативной базой проведения независимой системы оценки качества работы муниципальных учреждений Заволжского муниципального района, оказывающих социальные услуги в сфере образования, являются следующие нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 95 "Независимая оценка качества образования");
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Постановление Правительства РФ от 30.03.2013 № 286 "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги";
Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";
Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
Распоряжение Правительства РФ от 30.03.2013 № 487-р "Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы";
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2015 годы";
Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 "Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией".
2. Основные принципы функционирования
независимой оценки качества образования
Основными принципами функционирования независимой оценки качества образования являются:
- объективность оценки качества образования, обеспечиваемая структурами, независимыми от системы управления образованием;
- учет социально-экономических и этнокультурных особенностей региона;
- открытость и прозрачность процедур независимой оценки качества образования;
- открытость и доступность информации о состоянии и качестве образования;
- гласность при обсуждении процедур, технологий и результатов независимой оценки качества образования.
3. Сводный перечень показателей независимой оценки
качества образования
Объектом независимой оценки качества образования могут быть следующие показатели:
- наличие мест в образовательных учреждениях в пределах доступности для различных возрастных категорий учащихся;
- состояние комфортности и безопасности нахождения учащихся и сотрудников в образовательном учреждении;
- степень соответствия условий и качества образовательной деятельности в учреждении ожиданиям учащихся и их родителей;
- степень соответствия образовательного учреждения индивидуальным потребностям семьи;
- соблюдение прав учащихся образовательного учреждения по условиям обучения, качеству преподавания, качеству получаемого документа об образовании;
- степень соответствия количества и качества сотрудников образовательного учреждения необходимым объемам и уровню качества образования;
- уровень возможностей для личностного прогресса учащегося;
- оценка уровня учебных и личностных достижений учащихся образовательного учреждения;
- наличие условий для обучения учащихся с ограниченными возможностями, а также для лиц, имеющих право на получение образования на дому;
- степень освоения учащимися социальных навыков и компетенций, обязательных для продолжения образования и дальнейшего трудоустройства, а также продуктивной социализации в обществе;
- уровень и сфокусированность выполняемых программ в плане соответствия психологическим и физическим возможностям учащихся образовательного учреждения;
- степень соответствия качества образования и организации процесса обучения государственным образовательным стандартам, а также запросам общественных институтов;
- имидж и репутация образовательного учреждения, обеспечивающие достойное качество образования;
- уровень качества нравственного воспитания для эффективной социализации учащихся образовательного учреждения;
- уровень качества контактов и партнерских отношений образовательного учреждения с родительским и районным сообществом;
- степень рациональной эксплуатации ресурсов образовательного учреждения;
- степень продуктивности и эффективности образовательных программ;
- уровень достижений образовательного учреждения в профильных конкурсах и рейтингах;
- степень оснащенности учебных кабинетов, аудиторий современным оборудованием, инструментами обучения, а также обеспеченности образовательного учреждения методической и учебной литературой;
- уровень использования инноваций для модернизации образовательного процесса;
- оценка психологического климата в образовательном учреждении;
- оценка открытости работы образовательного учреждения для родительского сообщества и общественных организаций;
- уровень организации досуга учащихся в пределах образовательного учреждения и за его пределами;
- степень соответствия качества и объема дополнительных образовательных услуг ожиданиям учащихся и родителей;
- уровень обеспеченности учащихся питанием в соответствии с нормами;
- оценка состояния оздоровительной работы для различных категорий учащихся в соответствии с группами здоровья;
- степень вовлеченности в воспитательный процесс детей, родителей и сотрудников-педагогов;
- наличие инструментов самоуправления учащихся.
4. Инструменты независимой оценки качества образования
Инструментом управления и информирования потребителей образовательных услуг могут быть:
рейтинги в сфере образования, при составлении которых должны быть соблюдены следующие рекомендации:
- информация об осуществляемых процедурах независимой оценки качества образования была размещена в открытом доступе и содержит:
описание методов и индикаторов, используемых при построении рейтинга образовательных организаций;
сведения о баллах и весах для каждого отдельного индикатора, используемых для расчета итогового/комплексного индикатора;
анализ и интерпретацию полученных в ходе оценочных процедур результатов;
- при формировании системы рейтингов необходимо учитывать специфику характеристик и факторов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг (территориальное расположение, направленность образовательных программ, особенности контингента обучающихся);
- все информационные источники, используемые для осуществления рейтинга, должны быть открытыми, а также предусматривать возможность уточнения и/или проверки представляемых данных (отчетные данные ведомственной статистики, базы данных, результаты внешних оценочных процедур, мнения школьников, учителей и родителей и т.п.);
- результаты рейтинга должны быть направлены на удовлетворение запросов целевой аудитории (участников получения, предоставления образовательной услуги, заинтересованных организаций, ведомств) и представлены в открытом доступе в сети Интернет;
- рейтинг, представленный в открытом доступе, должен содержать механизмы обратной связи, по которым отдельные пользователи или образовательные организации, включенные в рейтинг, могут получить разъяснения о применяемой методологии, направить свои комментарии;
публичные доклады, которые размещаются на официальных сайтах образовательных организаций, органов, осуществляющих управление в сфере образования;
открытые статистические данные, характеризующие результаты, условия и процесс образовательной деятельности в образовательных организациях, подготовка и размещение которых соответствует Правилам размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации (постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582);
измерительные материалы, которые ориентированы на:
- требования соответствующих ФГОС к результатам освоения образовательных программ;
- измерительные материалы международных сопоставительных исследований результатов образования;
- требования заказчика.
5. Заказчики независимой оценки качества образования
В качестве заказчиков процедур независимой оценки качества образования могут выступать:
- муниципальный общественный Совет, общественные советы школ, общественные объединения - формируют заказ на проведение сопоставительных оценочных процедур для определения качества работы и результатов деятельности образовательных организаций совместно с организациями, осуществляющими процедуры независимой оценки качества образования;
- учредитель образовательной организации - обращается к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, для включения подведомственной организации (с учетом согласия на участие в соответствующей программе со стороны органа государственно-общественного управления данной организации) в соответствующие программы оценочных процедур (в том числе рейтинги, формы общественно-профессиональной аккредитации, др.);
- органы местного самоуправления - формируют заказ организациям, осуществляющим процедуры независимой оценки качества образования, обеспечивая открытость этапов обсуждения и согласования заказа;
- руководитель образовательной организации - обращается к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, а также экспертам в области оценки качества образования с целью независимой оценки качества реализуемых его организацией образовательных программ;
- педагогический работник образовательной организации - имеет право обратиться к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью проведения оценки качества собственной профессиональной деятельности, в том числе при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории;
- родители обучающихся - обращаются непосредственно в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью определения уровня результатов освоения образовательных программ обучающегося (выбранная организация с учетом образовательной программы, осваиваемой обучающимся, разрабатывает и проводит оценочные процедуры, по результатам которых формирует рекомендации родителям обучающегося);
- обучающиеся старших классов - имеют право обратиться в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, и пройти независимое тестирование, анкетирование и иные формы оценки уровня результатов освоения образовательных программ и получить рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, перспективам получения профессионального образования.
6. Участники независимой оценки качества образования
6.1. Образовательные организации:
- обеспечивают сбор информации по показателям деятельности, подготовку публичных докладов и размещение их в открытом доступе на официальных электронных ресурсах образовательных организаций в информационно-коммуникационной сети Интернет;
- предоставляют в открытом доступе в сети Интернет отчет о результатах самообследования, а также информацию в соответствии с принципами открытости согласно действующему Федеральному закону;
- по результатам участия в процедурах независимой оценки качества образования разрабатывают, согласовывают с органами государственно-общественного управления образовательной организации и утверждают планы мероприятий по улучшению качества работы образовательных организаций;
- используют результаты независимой оценки качества образования для решения задач, отраженных в основной образовательной программе (программах) организации, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
- обеспечивают открытость и доступ к всесторонней информации об осуществлении независимой оценки качества образования на всех ее этапах;
- могут принимать участие в общероссийских, международных сопоставительных мониторинговых исследованиях.
6.2. Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования:
- формируют перечень показателей деятельности образовательных организаций, предлагаемых для оценки, предложения по периодичности, механизмам получения информации;
- разрабатывают порядок проведения оценочных процедур, контрольно-измерительные инструменты, методики и другие инструменты, с помощью которых организуется работа по проведению независимой оценки качества образования;
- анализируют полученные результаты оценочных процедур, по итогам анализа формируют рекомендации по дальнейшему развитию образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем;
- разрабатывают методологию и проводят рейтингование образовательных организаций, другие оценочные процедуры;
- проводят по заказу образовательных организаций экспертизу качества образования - систематический, независимый и документированный процесс, экспертная оценка качества работы образовательной организации, ее подразделения, реализуемых ею отдельных образовательных программ на основе представленных материалов и установление соответствия объекта исследования определенным и согласованным критериям оценки;
- участвуют в работе общественных советов для обсуждения общей стратегии развития независимой оценки качества в районе, результатов оценочных процедур;
- участвуют в разработке или разрабатывают электронную среду для организации оценочных процедур с использованием с целью повышения эффективности и прозрачности этих процедур;
- участвуют (по согласованию) в процедурах государственной аккредитации образовательной деятельности;
- готовят аналитические справки, доклады о состоянии образования на основе проведенных оценочных процедур.
Организации и отдельные эксперты осуществляют свою деятельность в соответствии со сформированным заказом на проведение независимой оценки качества образования.
К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут быть привлечены:
- некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
- коммерческие рейтинговые агентства (при условии наличия в муниципалитете достаточных финансовых ресурсов для проведения рейтингования образовательных организаций), имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы;
- региональные центры оценки качества образования;
- отдельные эксперты или группы экспертов, имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования.
Возможно привлечение нескольких исполнителей под разные технические задачи: разработка методики оценочных процедур, проведение оценки, создание базы данных, статистико-математическая обработка результатов, анализ результатов оценочных процедур; подготовка материалов к публикации и публикация.
6.3. Муниципальный общественный Совет по развитию системы образования Заволжского муниципального района Ивановской области:
- вносит в органы местного самоуправления в установленном порядке предложения по совершенствованию нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере общего образования и закрепляющих выбранные приоритеты развития образования Ивановской области;
- разрабатывает предложения по развитию общественного участия в оценке качества общего образования, организации и проведению общественного наблюдения деятельности общеобразовательных организаций, обеспечению участия представителей общественности в процедурах аккредитации и лицензирования общеобразовательных организаций, аттестации педагогических кадров;
- разрабатывает мероприятия и программы содействия общественности, общественным объединениям и благотворительным организациям в создании здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в общеобразовательных организациях, содействия в привлечении системой общего образования средств из внебюджетных источников;
- проводит общественные обсуждения критериев планируемых оценочных процедур, итогов независимой оценки качества образования при участии экспертных организаций и отдельных экспертов, готовит предложения по улучшению качества услуг, предоставляемых образовательными организациями;
- оказывает содействие деятельности рейтинговых агентств, организаций и отдельных экспертов, осуществляющих оценочные процедуры, социологические исследования при реализации процедур независимой оценки качества образования;
- координирует деятельность по организации общественной экспертизы предлагаемых и реализуемых методик независимой оценки качества образования;
- принимает участие в областных мероприятиях, проводимых Департаментом образования Ивановской области: совещаниях, конференциях, выставках, образовательных и культурных мероприятиях;
- информирует средства массовой информации о деятельности Совета;
- заслушивает, согласовывает ежегодный публичный отчет о функционировании системы образования Заволжского муниципального района по итогам учебного и финансового года.
6.4. Отдел образования администрации Заволжского муниципального района, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
- содействуют созданию условий для формирования и развития в районе независимых организаций, обеспечивающих проведение объективных, независимых оценочных процедур в отношении результатов и качества образования;
- формируют и координируют деятельность общественных советов;
- вносят на рассмотрение общественных советов предложения по планам мероприятий, направленных на проведение независимой оценки качества образования, в том числе рейтингов, на муниципальном, региональном уровнях, по содержанию технического задания на разработку методики оценки, в том числе рейтингов;
- обеспечивают подготовку и размещение в открытом доступе на официальных электронных ресурсах в сети Интернет информации по показателям деятельности муниципальных систем образования, публичных докладов муниципальных органов управления образованием, в том числе содержащих описание результатов независимой оценки качества образования;
- способствуют проведению рейтингов для образовательных организаций, содействуют их многообразию и учету их результатов при проведении региональных и муниципальных оценочных процедур;
- координируют деятельность по созданию условий для обеспечения информационной открытости муниципальных образовательных организаций;
- обеспечивают открытость при формировании заказа на оценку деятельности или результатов деятельности образовательных организаций, при согласовании набора критериев оценки, методологии оценочных процедур.
7. Использование инструментов независимой
оценки качества образования
Процедуры независимой оценки качества образования осуществляются с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг и призваны способствовать:
- развитию конкурентной среды;
- выявлению и распространению подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
- сохранению и развитию при сохранении единого образовательного пространства разнообразия образовательных программ.
При подготовке управленческих решений на уровне муниципального образования на основе результатов независимой оценки качества образования (за исключением перечисленных в части 6 статьи 95 Федерального закона) необходимо обеспечить соблюдение ряда условий:
- органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, обсуждают возможность использования результатов независимой оценки качества образования для соответствующих управленческих решений (например, о выделении дополнительного финансирования из фонда поддержки качества образования), обеспечивают открытость информации о результатах обсуждения;
- при разработке предложений (методологии, инструментария) по проведению оценочных процедур учитываются актуальные интересы потребителей образовательных услуг;
- пакет предложений по проведению процедур независимой оценки качества образования, включая инструменты оценки качества образования, согласовывается с муниципальным общественным Советом, протоколы согласования размещаются на официальном электронном ресурсе органа местного самоуправления;
- органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают:
- информационное сопровождение процедур независимой оценки качества образования, открытость методик, на основе которых они проводятся;
- условия для предоставления образовательными организациями в открытом доступе достоверных данных.
Приложение 1
к постановлению
администрации Заволжского
муниципального района
от 03.09.2014 № 689-п
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
I. Организация проведения независимой оценки качества работы
муниципальных учреждений, оказывающих услуги
в сфере культуры
1. Система независимой оценки качества работы муниципальных учреждений, оказывающих услуги в сфере культуры, основывается на следующих принципах:
законность;
открытость и публичность;
добровольность участия общественных объединений;
независимость мнений граждан, экспертов, общественных объединений;
полнота информации, используемой для проведения оценки;
компетентность и профессионализм членов общественного совета.
2. Администрация Заволжского муниципального района при проведении независимой оценки качества работы муниципальных учреждений, оказывающих услуги в сфере культуры при организации деятельности по независимой оценке качества работы муниципальных учреждений, оказывающих услуги в сфере культуры (далее - учреждения), руководствуется в своей работе законодательством Российской Федерации и Ивановской области.
3. Основными функциями являются:
формирование перечня учреждений культуры для проведения независимой оценки и формирования рейтингов;
определение критериев и показателей качества работы учреждений культуры, включая: открытость и доступность информации об учреждении, комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья, ценовую доступность получения услуги, время ожидания в очереди при получении услуги, доброжелательность, вежливость и компетентность работников учреждения, долю получателей услуг, удовлетворенных качеством обслуживания в учреждении;
выбор организации-оператора;
установление порядка проведения независимой оценки учреждения культуры, периодичность проведения мониторинга;
организация работы по выявлению, обобщению и анализу общественного мнения и рейтингов о качестве работы учреждений культуры, в том числе сформированных общественными организациями, профессиональными сообществами и иными независимыми экспертами;
направление в уполномоченный орган информации о результатах независимой оценки учреждений культуры, а также предложений по организации независимой оценки, улучшению качества работы учреждений культуры и доступа к информации о них, необходимой для получателей социальных услуг.
4. В целях содействия проведению независимой оценки уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации соответственно, формируется общественный совет.
5. Общественный совет вправе: формировать перечни учреждений культуры для проведения независимой оценки и формирования рейтингов; определять критерии и показатели качества работы учреждений культуры, включая: открытость и доступность информации об учреждении, комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья, ценовую доступность получения услуги, время ожидания в очереди при получении услуги, доброжелательность, вежливость и компетентность работников учреждения, долю получателей услуг, удовлетворенных качеством обслуживания в учреждении; выбирать организацию-оператора; устанавливать порядок проведения независимой оценки учреждений культуры, периодичность проведения мониторинга; организовывать работу по выявлению, обобщению и анализу общественного мнения и рейтингов о качестве работы учреждений культуры, в том числе сформированных общественными организациями, профессиональными сообществами и иными независимыми экспертами; направлять в уполномоченный орган информацию о результатах независимой оценки учреждений культуры, а также предложения по организации независимой оценки, улучшению качества работы учреждений культуры и доступа к информации о них, необходимой для получателей социальных услуг.
6. Рейтинг учреждений культуры формируется не реже одного раза в год.
Результаты проведения независимой оценки организацией-оператором, в том числе рейтинги учреждений культуры, методика их формирования и интерпретация рейтингов, размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет" после их одобрения общественным советом.
7. Для проведения независимой оценки используются показатели качества работы учреждений культуры, характеризующие: 1) открытость и доступность информации об учреждении; 2) комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья; 3) ценовую доступность получения услуги; 4) время ожидания в очереди при получении услуги; 5) доброжелательность, вежливость и компетентность работников учреждения; 6) удовлетворенность качеством обслуживания в учреждении.
8. Для расчета показателей применяются следующие методы сбора информации, необходимой для проведения независимой оценки:
1) изучение нормативных правовых актов с целью определения или уточнения параметров деятельности учреждений;
2) изучение статистической информации органов исполнительной власти и учреждений;
3) опрос (анкетирование получателей социальных услуг в сфере культуры).
9. В целях информационного обеспечения проведения независимой оценки и расчета показателей учреждениям обеспечивается: формирование открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности учреждения; доступ к таким ресурсам посредством размещения их на информационных стендах в учреждениях культуры, средствах массовой информации, в сети "Интернет", в том числе на официальном сайте учреждения культуры (при наличии).
10. Проведение независимой оценки осуществляется последовательно в пять этапов.
11. На I "Организационном" этапе:
1) определение перечня учреждений культуры для проведения независимой оценки качества работы этих организаций, формирования рейтингов их деятельности в текущем периоде по категориям: театры, концертные организации, цирки, музеи, библиотеки и др.;
2) утверждение перечня показателей качества работы учреждений культуры;
3) утверждение методов сбора первичной информации и уточнение требований к методикам их применения (размещение стандартной анкеты на сайтах всех выбранных организаций культуры; проведение рекламных мероприятий, стимулирующих население участвовать в массовом социологическом опросе посредством заполнения анкет на сайтах соответствующих учреждений культуры).
12. На II "Подготовительном" этапе:
1) произведение анализа мнений экспертов, представителей потребителей услуг, открытых источников с целью составления предварительного перечня проблем для изучения, гипотез для исследования;
2) создание социологических анкет, измеряющих общественное мнение в отношении работы учреждений культуры по категориям: клубно-досуговые учреждения, образовательные учреждения (ДШИ), библиотеки, музеи и др.;
3) разработка программных версий социологических анкет для их размещения на сайтах учреждений культуры указанных пяти типов;
4) разработка программного обеспечения информационной системы независимой оценки качества работы учреждений культуры, позволяющего в режиме реального времени получать на центральном сервере результаты социологических опросов общественного мнения по анкетам, размещенным на сайтах учреждений культуры;
5) разработка системы индикаторов, характеризующих качество работы учреждений культуры на основе ответов на вопросы анкет, размещенных на сайтах учреждений культуры;
6) создание автоматизированной системы генерирования аналитических отчетов оценки качества работы учреждений культуры для их передачи в соответствующий общественный совет.
13. На этапе III "Сбор первичной информации":
1) определение или уточнение параметров и показателей деятельности учреждения;
2) сбор данных и обработка их в соответствии с разработанными методиками;
3) формирование итоговых массивов данных, заполнение отчетных форм представления информации.
14. На этапе IV "Анализ и оценка качества работы учреждений культуры":
1) систематизирование выявленных проблем деятельности учреждения культуры в результате обработки ответов на соответствующие вопросы социологической анкеты;
2) анализ динамики исследуемых показателей;
3) расчет интегральных показателей качества работы учреждений культуры и оценка влияния на этот интегральный критерий отдельных показателей культурного обслуживания населения, формирование рейтинга учреждений культуры;
4) представление общественному совету сформированного рейтинга учреждений культуры.
15. На этапе V "Подведение итогов проведенной независимой оценки":
1) проведение общественного обсуждения результатов независимой оценки учреждений культуры в отчетном периоде;
2) по итогам оценки полученных рейтингов и проведенного общественного обсуждения разработка предложений по улучшению качества работы учреждений культуры.
16. По итогам проведения независимой оценки общественный совет разрабатывает и представляет в уполномоченный орган предложения по улучшению качества работы оцениваемых учреждений.
17. Результаты проведения независимой оценки направлены на:
обеспечение получателей социальных услуг в сфере культуры дополнительной информацией о качестве работы учреждений культуры, в том числе путем формирования рейтингов деятельности учреждений культуры, в целях реализации принадлежащего получателям права выбора конкретного учреждения культуры для получения социальных услуг;
определение результативности деятельности учреждения культуры и принятие своевременных мер по повышению эффективности или по оптимизации его деятельности;
своевременное выявление негативных факторов, влияющих на качество предоставления социальных услуг в сфере культуры, и устранение их причин путем реализации планов мероприятий, а также осуществление стимулирования руководителей и работников учреждений культуры.
II. Показатели качества работы муниципальных учреждений,
оказывающих услуги в сфере культуры
1. Показатели оценки качества работы учреждений охватывают все ключевые сферы деятельности учреждений и делятся на три группы:
I группа - показатели, характеризующие доступность оказываемых учреждением услуг;
II группа - показатели, характеризующие комфортность оказываемых учреждением услуг;
III группа - показатели, характеризующие качество обслуживания и квалификацию персонала;
п. 1. Показатели оценки работы библиотечных учреждений:
I группа
II группа
III группа
Доступность
Комфортность
Качество обслуживания
доступность библиотеки для всех категорий пользователей
наличие информации о работе библиотеки: доска объявлений, сайт
наличие книги отзывов и предложений
режим работы
наличие читального зала
квалификация персонала
наличие сайта, on-line-услуг
оперативное получение документа в соответствии с правилами пользования библиотекой
соблюдение профессиональной этики
наличие службы внестационарного обслуживания
ежегодная обновляемость фондов, в т.ч. периодическими изданиями
оперативность и качество обслуживания
досуговые мероприятия для населения
возможность доступа к фондам других библиотек
публичные отчеты библиотеки о деятельности
предоставление сервисных услуг (ксерокопирование, сканирование, интернет и другие)
наличие необходимой информации на сайте
материально-техническое обеспечение: оборудование здания (помещений) библиотеки современными средствами и специальной мебелью
наличие телефонной связи
санитарное состояние помещений
п. 2. Показатели оценки работы музеев:
I группа
II группа
III группа
Доступность
Комфортность
Качество обслуживания
режим работы, удобный для посетителей, в праздничные и выходные дни
наличие современного оборудования: мебели, техники
имидж учреждения у населения
наличие документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение
внешний вид здания
наличие книги отзывов и предложений
наличие условий для посещения людьми с ограниченными возможностями
получение своевременной и полной информации об услугах и порядке их оказания
укомплектованность учреждений специалистами и их квалификация
информирование населения о своей деятельности всеми возможными формами и методами
санитарное состояние помещений (состояние туалетных комнат, питьевая вода, наличие гардероба)
использование инновационных форм в работе
регулярные отчеты перед населением
художественное оформление помещений
соблюдение профессиональной этики
доступность цены по предлагаемым услугам
наличие телефонной связи
наличие форм работы для разных категорий посетителей
наличие необходимой информации на сайте
наличие Интернета
п. 3. Показатели оценки работы клубно-досуговых учреждений:
I группа
II группа
III группа
Доступность
Комфортность
Качество обслуживания
режим работы, удобный для посетителей, в праздничные и выходные дни
наличие современного оборудования: мебели, техники
имидж учреждения у населения
наличие документов, регламентирующих работу учреждения
состояние территории, внешнего вида здания, температурного режима в помещении
наличие дипломов и грамот за участие в мировых, всероссийских, областных и районных фестивалях, конкурсах
наличие условий для посещения КДУ людьми с ограниченными возможностями
получение своевременной и полной информации об услугах и порядке их оказания
наличие книги отзывов и предложений
информирование населения о деятельности всеми возможными формами и методами
санитарное состояние помещений (состояние туалетных комнат, питьевая вода, наличие гардероба)
укомплектованность учреждений специалистами и их квалификация
регулярные отчеты перед населением
художественное оформление помещений
использование инновационных форм в работе
доступность цены по предлагаемым услугам
наличие телефонной связи
наличие необходимой информации на сайте
наличие Интернета
клубная деятельность, организация тематических вечеров, педагогическая работа совместно с образовательными учреждениями, с учетом спроса и потребностей жителей
создание общественного совета КДУ
п. 4. Показатели оценки работы образовательных учреждений (ДШИ):
I группа
II группа
III группа
Доступность
Комфортность
Качество обслуживания
режим работы, удобный для посетителей, в праздничные и выходные дни
наличие современного оборудования: мебели, техники
имидж учреждения у населения
наличие документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение
состояние территории, внешнего вида здания, температурного режима в помещении
результативность деятельности образовательного учреждения. Количество выпускников (%), поступивших в вуз (суз)
просветительская и профилактическая работа
получение своевременной и полной информации об услугах и порядке их оказания
наличие книги отзывов и предложений
информирование населения о своей деятельности всеми возможными формами и методами
санитарное состояние помещений (состояние туалетных комнат, питьевая вода, наличие гардероба)
организационно-управленческая культура образовательного учреждения, укомплектованность учреждений специалистами и их квалификация
регулярные отчеты перед населением
художественное оформление помещений
использование инновационных форм в работе
доступность цены по предлагаемым услугам
наличие телефонной связи
наличие необходимой информации на сайте
наличие Интернета
видение перспектив развития учреждения
2. Методика расчета показателей независимой оценки качества работы учреждений: за наличие каждого показателя учреждениям присваивается 1 балл. При наличии обоснованных жалоб по показателю балл не присваивается.
3. Общий (итоговый) балл для учреждения рассчитывается как сумма всех значений показателей независимой оценки качества работы учреждений.
4. На основании полученного результата учреждению присваивается соответствующее место в рейтинге учреждений, принявших участие в системе рейтингования или охваченных мерами независимой оценки качества работы учреждений.
5. Рейтингование идет прямо пропорционально итоговому баллу: чем больше общий балл, тем более высокое место занимает учреждение в общем рейтинге.
------------------------------------------------------------------