Постановление администрации Гаврилово-Посадского муниципального района от 24.01.2014 N 33-п "Об утверждении Положения об осуществлении муниципального контроля в сфере образования в Гаврилово-Посадском муниципальном районе" Свод законодательства
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГАВРИЛОВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2014 г. № 33-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В ГАВРИЛОВО-ПОСАДСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2012 № 237-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", администрация Гаврилово-Посадского муниципального района постановляет:
1. Утвердить Положение об осуществлении муниципального контроля в сфере образования в Гаврилово-Посадском муниципальном районе согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление в сборнике "Вестник Гаврилово-Посадского муниципального района" и разместить на официальном сайте Гаврилово-Посадского муниципального района.
3. Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования.
Глава администрации
Гаврилово-Посадского
муниципального района
Е.Г.АСТАФЬЕВ
Приложение
к постановлению
администрации
Гаврилово-Посадского
муниципального района
от 24.01.2014 № 33-п
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГАВРИЛОВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает нормативное регулирование деятельности Отдела образования администрации Гаврилово-Посадского муниципального района (далее - Отдел образования) в части осуществления контроля за деятельностью муниципальных образовательных учреждений Гаврилово-Посадского муниципального района (далее - образовательные учреждения), подведомственных Отделу образования, и определяет принципы взаимодействия с образовательными учреждениями при проведении контрольных мероприятий.
1.2. Под муниципальным контролем понимается проведение Отделом образования проверок, наблюдений, обследований (далее - проверок), осуществляемых в порядке инспекционного контроля за соблюдением образовательными учреждениями и их руководителями требований государственной, региональной и муниципальной политики в области образования.
1.3. Отдел образования осуществляет муниципальный контроль, руководствуясь в своей деятельности Конституцией РФ, Федеральным законом от 21.12.2012 № 237-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Положением об Отделе образования, приказами Департамента образования Ивановской области о проведении проверки, учредительными документами образовательных учреждений, их локальными актами и настоящим Положением.
2. Основные задачи контроля
2.1. Основными задачами контроля являются:
2.1.1. Осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, изданных органами государственной власти Ивановской области, органами местного самоуправления Гаврилово-Посадского муниципального района и Отделом образования.
2.1.2. Выявление случаев нарушения и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов в деятельности образовательных учреждений; принятие, в пределах своей компетенции, мер по их пресечению.
2.1.3. Анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности подведомственных образовательных учреждений, должностных лиц.
2.1.4. Изучение состояния муниципальной системы образования или ее составляющих, выявление отрицательных и положительных тенденций в их развитии и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению управленческого опыта.
2.1.5. Анализ реализации образовательными учреждениями в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.
2.1.6. Осуществление контроля качества образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями в образовательных учреждениях, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников к государственной (итоговой) аттестации по образовательным программам основного общего и среднего (полного) общего образования.
2.1.7. Анализ и оценка деятельности образовательных учреждений по предоставлению дополнительного образования детям и подросткам.
2.1.8. Проверка состояния обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время образовательного процесса.
2.1.9. Инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в сфере образования норм, правил и предоставление им рекомендаций о корректировке или отмене их управленческих решений.
3. Организационные виды, формы и методы контроля
3.1. Организационными формами контроля являются:
- муниципальный комплексный мониторинг;
- комплексная оценка деятельности образовательных учреждений;
- тематическая оценка деятельности образовательных учреждений, осуществляемая специалистами управления образования, в пределах своей компетенции;
- оперативные проверки;
- контроль качества предоставления муниципальных услуг;
- аудиторский контроль.
3.2. Муниципальный комплексный мониторинг системы образования (далее - мониторинг) представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности системы образования Гаврилово-Посадского муниципального района, а также об удовлетворении образовательных запросов социума. Это специально организованный, постоянный, целевой контроль и диагностика состояния образования на базе систематизации существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.
3.3. Комплексная оценка деятельности образовательных учреждений и тематическая оценка деятельности образовательных учреждений, осуществляемая специалистами Отдела образования, в пределах своей компетенции, осуществляются в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации контроля.
3.4. Оперативные проверки проводятся в целях установления и проверки фактов о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, принятия эффективных мер реагирования при возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью воспитанников, обучающихся, работников образовательных учреждений.
3.5. Контроль качества предоставления муниципальных услуг - проверка соблюдения требований и условий, установленных муниципальными заданиями образовательных учреждений.
3.6. Аудиторский контроль осуществляется с целью консультирования, изучения правомерности и правильности управленческих решений без принятия мер дисциплинарной ответственности к руководителям образовательных учреждений.
3.7. Контроль осуществляется с использованием методов документального контроля, обследования, наблюдения за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертизы, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения образовательных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля.
3.8. Контроль за деятельностью образовательных учреждений проводится в выездной и (или) документарной форме.
4. Основные правила контроля
4.1. Отдел образования проводит контроль силами своих специалистов, обладающих необходимой квалификацией. В качестве экспертов могут привлекаться высококвалифицированные педагоги образовательных учреждений района.
4.2. Периодичность и формы контроля деятельности образовательных учреждений и их руководителей определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел в образовательном учреждении.
4.3. Руководители образовательных учреждений должны быть предупреждены о предстоящем мероприятии по контролю. Оперативная проверка возможна без предупреждения.
4.4. Основаниями контроля являются:
- план работы Отдела образования на текущий год, утверждается начальником Отдела образования (при проведении контроля в форме муниципального комплексного мониторинга);
- план-график проведения контроля, утверждается приказом начальника Отдела образования (при проведении контроля в форме комплексной оценки деятельности учреждений, тематической оценки деятельности учреждений);
- приказ начальника Отдела образования (при проведении контроля качества предоставления муниципальных услуг);
- обращение руководителя образовательного учреждения в Отдел образования, оформляется приказом начальника Отдела образования (при проведении аудиторского контроля);
- обращение физических лиц и юридических лиц в Отдел образования (администрацию Гаврилово-Посадского муниципального района, прокуратуру, средства массовой информации и т.д.) по фактам нарушений в области образования или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью воспитанников, обучающихся, работников образовательных учреждений, оформляется приказом начальника Отдела образования (при проведении оперативных проверок).
4.5. План-график контроля утверждается начальником Отдела образования и доводится до сведения руководителей образовательных учреждений.
4.6. О проведении комплексной, тематической оценок деятельности, аудиторского контроля руководитель образовательного учреждения уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала проведения контрольных мероприятий путем издания соответствующего приказа.
4.7. Продолжительность комплексных, тематических оценок деятельности, оперативных проверок, аудиторского контроля не должна превышать 10 рабочих дней.
4.8. Специалисты, направленные для проведения контроля, должны иметь при себе или заранее представить в учреждение документы, удостоверяющие их полномочия (приказ о проведении контроля с утвержденным составом экспертной группы).
4.9. Специалисты, проводящие контроль, имеют право запрашивать необходимую информацию, относящуюся к теме контроля.
4.10. Для осуществления комплексной, тематической оценок деятельности образовательного учреждения, оперативных проверок, аудиторского контроля формируется комиссия (группа специалистов), издается приказ о сроках контроля, назначении председателя комиссии, определении темы контроля, установлении сроков предоставления итоговых материалов, разрабатывается и утверждается план-задание.
4.11. План-задание устанавливает особенности данного вида контроля и должен обеспечить достаточную информированность руководителя учреждения.
4.12. По итогам контроля готовится документ (справка), который содержит анализ состояния дел по теме контроля и предложения Отдела образования по совершенствованию деятельности образовательного учреждения. Справка составляется в 2 экземплярах по следующей примерной форме:
- констатирующая (описательная) часть;
- выводы в заключение каждой части;
- итоговые выводы;
- рекомендации и предложения для принятия руководителем образовательного учреждения решения о необходимости мер ограничительного, предупредительного или профилактического характера в отношении проверяемого учреждения.
В итоговом документе при необходимости указывается срок повторного контроля по выполнению предложений и рекомендаций по совершенствованию работы проверенного образовательного учреждения. К итоговому документу могут прилагаться заключения членов комиссии, иные документы и материалы, полученные и рассмотренные в ходе проверки.
Результаты проведенного контроля доводятся до сведения руководителя или уполномоченного должностного лица в месячный срок.
4.13. Экспертные опросы и анкетирование обучающихся и воспитанников проводятся в соответствии с установленными нормами и правилами.
4.14. В ходе инспектирования и после его окончания специалисты, осуществляющие контроль, при необходимости проводят инструктирование должностных лиц образовательных учреждений по вопросам, относящимся к предмету контроля.
4.15. По итогам контроля, в зависимости от формы, целей, задач контроля с учетом реального положения дел:
- могут проводиться педагогические советы, совещания руководителей образовательных учреждений;
- обсуждение материалов на общественном Совете по образованию в Гаврилово-Посадском муниципальном районе, коллегиальном органе управления образованием.
4.16. Начальник Отдела образования по результатам контроля может принять решение, в том числе:
- об издании приказа;
- об обсуждении материалов контроля на совещаниях, заседаниях;
- о повторном контроле;
- о дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений;
- иные решения в пределах своей компетенции.
4.17. При обнаружении в ходе контроля нарушений законодательства в деятельности образовательного учреждения по вопросам, не входящим в компетенцию Отдела образования, а также если принятие решения по обнаруженным нарушениям не отнесено к его компетенции, необходимо своевременно информировать компетентные органы власти о выявленных нарушениях.
4.18. Результаты проверки сведений, изложенных в обращениях граждан, в обращениях и запросах организаций, должны быть сообщены этим гражданам и организациям в установленном порядке и в установленные сроки.
4.19. Факт проверки регистрируется в журнале учета мероприятий по контролю (примерная форма - приложение № 1), который ведется в образовательном учреждении. Журнал учета должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица.
5. Компетенция и полномочия Отдела образования
при проведении контроля
5.1. Отдел образования вправе осуществлять контроль результатов деятельности образовательных учреждений и их руководителей по вопросам:
- отнесенным законодательством РФ к компетенции органов местного самоуправления;
- соответствия деятельности учреждения его уставу.
5.2. При проведении контрольных мероприятий Отдел образования осуществляет контроль за исполнением образовательными учреждениями законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, изданных субъектом Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района и комитетом по образованию. Примерный перечень направлений, подлежащих контролю, приведен в приложении 2 к настоящему Положению.
Приложение 1
к Положению
об осуществлении муниципального
контроля в сфере образования
Гаврилово-Посадского
муниципального района
Журнал учета мероприятий по контролю
Дата проверки
Наименование органа, проводившего проверку
Цели, задачи проверки
Сведения о выявленных нарушениях
Подпись лица, осуществляющего проверку
Приложение 2
к Положению
об осуществлении муниципального
контроля в сфере образования
Гаврилово-Посадского муниципального района
Примерный перечень направлений,
подлежащих проверке в образовательном учреждении
1. Нормативная база образовательного учреждения, ее соответствие действующему законодательству. Руководство и контроль в осуществлении образовательного процесса в образовательном учреждении.
2. Участие образовательного учреждения в реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", модернизации общего образования, региональных и муниципальных целевых программ.
3. Реализация права граждан на получение образования.
4. Анализ реализации образовательным учреждением федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, исполнения учебных планов, программ по учебным дисциплинам.
5. Информатизация образовательного пространства в образовательном учреждении.
6. Организация питания детей в образовательном учреждении.
7. Организация и система работы с одаренными детьми; организация инновационной деятельности.
8. Профилактика безнадзорности и правонарушений в образовательном учреждении.
9. Методическая работа, работа органов государственно-общественного управления, повышение квалификации педагогических кадров образовательного учреждения.
10. Организация занятости обучающихся в каникулярное время, организация воспитательной работы, организация охвата учащихся общеобразовательного учреждения досуговой (в т.ч. спортивной) деятельностью, организация работы по привитию учащимся навыков здорового образа жизни.
11. Оценка качества знаний обучающихся, организация итоговой аттестации в различных формах, мониторинги.
12. Работа администрации образовательного учреждения по программно-методическому обеспечению образовательного процесса.
13. Состояние зданий и объектов учреждений образования, материально-техническое оснащение образовательных учреждений.
14. Состояние работы по предупреждению травматизма обучающихся, воспитанников, сотрудников, антитеррористическая работа.
15. Выполнение требований к полноте и качеству муниципальных услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями образования.
------------------------------------------------------------------