Решение Ивановского областного суда от 26.05.2014 по делу N 3-7/2014 <О признании недействующим абзаца 2 пункта 8 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета для возмещения понесенных перевозчиками убытков, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа в пригородном сообщении, организациям железнодорожного транспорта, утв. Постановлением Правительства Ивановской области от 23.08.2011 N 290-п> Свод законодательства
ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2014 г. по делу № 3-7/2014
город Иваново
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегловой Е.С.
при секретаре Б.Е.
с участием: представителей Северо-Западной транспортной прокуратуры - прокуроров Гарбар Ю.В., Белякова А.Ю.,
представителя заинтересованных лиц - Правительства Ивановской области и временно исполняющего обязанности Губернатора Ивановской области М.И.,
представителя заинтересованного лица - Открытого акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" А.В.,
представителя заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "Ивановское предприятие промышленного транспорта № 1" П.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя Северо-Западного транспортного прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Порядка предоставления субсидий из областного бюджета для возмещения понесенных перевозчиками убытков, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа в пригородном сообщении, организациям железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 23 августа 2011 года № 290-п,
установил:
Постановлением Правительства Ивановской области от 23 августа 2011 года № 290-п (далее - Постановление от 23.08.2011 № 290-п) утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета для возмещения понесенных перевозчиками убытков, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа в пригородном сообщении, организациям железнодорожного транспорта (далее - Порядок).
Постановление от 23.08.2011 № 290-п подписано исполняющим обязанности Председателя Правительства Ивановской области К.П., опубликовано 06.09.2011 в "Собрании законодательства Ивановской области", № 34 (553), и в соответствии с пунктом 6 данного Постановления оно вступило в силу после официального опубликования, но не ранее вступления в силу Закона Ивановской области о внесении соответствующих изменений в Закон Ивановской области от 14.12.2010 № 144-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (опубликован в "Собрании законодательства Ивановской области" 06.09.2011). Соответствующие изменения внесены Законом Ивановской области от 29.09.2011 № 89-ОЗ, вступившим в силу после официального опубликования (опубликован в "Ивановской газете" - 07.10.2011).
Согласно пункту 4 Порядка субсидии перечисляются Департаментом финансов Ивановской области уполномоченному органу в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 8 Порядка субсидии не могут быть использованы получателем субсидий на цели, не предусмотренные настоящим Порядком.
В случае нецелевого использования субсидий указанные средства подлежат возврату в областной бюджет в порядке, установленном законодательством (абзац 2 пункта 8 Порядка).
Заместитель Северо-Западного транспортного прокурора обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 4 Порядка в части слов "в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке" и пункта 8 в части слов: "В случае нецелевого использования субсидий указанные средства подлежат возврату в областной бюджет в порядке, установленном законодательством".
В обоснование своих требований прокурор указал, что оспариваемые положения пункта 4 Порядка противоречат действующим редакциям пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 года № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", необоснованно ограничивая право перевозчиков на полное возмещение убытков, возникших вследствие государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте, пределами лимитов бюджетных обязательств регионального бюджета. Прокурор также считал норму, приведенную в абзаце 2 пункта 8 Порядка, противоречащей подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку эта норма непосредственно не определяет порядок возврата субсидий, процедуру и сроки возврата субсидий в бюджет Ивановской области, и не отвечает в этой связи требованию правовой определенности. Кроме того, по мнению прокурора, оспариваемые им положения Порядка содержат в себе коррупциогенные факторы, проявляющиеся в широте дискреционных полномочий, неполноте административных процедур, чрезмерной свободе подзаконного творчества.
В судебном заседании прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры Гарбар Ю.В. и прокурор Ивановской транспортной прокуратуры Беляков А.Ю. заявление поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных письменных объяснениях от 16.05.2014 года, дополнительно пояснили, что заявителем не оспаривается соблюдение Правительством Ивановской области порядка принятия и правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, основанием заявления является только несоответствие содержания отдельных положений Порядка нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и их неопределенность. Из объяснений прокуратуры следует, что нарушения федерального законодательства, допущенные Правительством Ивановской области при принятии Порядка, ущемляют права неопределенного круга лиц - граждан, пользующихся услугами по перевозке пассажиров и грузов железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ивановской области, на получение услуг надлежащего качества и объема, а также создают угрозу нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности (перевозчиков) в связи недофинансированием их потерь в доходах, в частности обуславливая возникновение задолженности Правительства Ивановской области перед ОАО "Северная пригородная пассажирская компания".
Представитель заинтересованных лиц - Правительства Ивановской области и временно исполняющего обязанности Губернатора Ивановской области К.П. М.И. в судебном заседании не признала требования прокурора по основаниям, указанным в письменных возражениях на заявление от 13.05.2014 года, от 20.05.2014 года, от 22.05.2014 года, полагала, что оспариваемые прокурором положения Порядка устанавливают правовое регулирование межбюджетных отношений, а не порядок определения размера убытков перевозчика, подлежащих возмещению в связи государственным регулированием тарифов, они приняты с соблюдением норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и не могут оцениваться на предмет их соответствия требованиям пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 года № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
В судебном заседании представители заинтересованных лиц: ОАО "Северная пригородная пассажирская компания" - А.В. и ООО "Ивановское предприятие промышленного железнодорожного транспорта № 1" - П.Е. поддержали заявление прокурора, полагали, что оспариваемые положения нормативного правового акта создают угрозу нарушения прав этих транспортных компаний на полное возмещение убытков, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном направлении.
Представитель заинтересованного лица Региональной службы по тарифам Ивановской области П.Ю. в судебное заседание 26.05.2014 года не явилась, в ходатайстве от 22.05.2014 года просила рассмотреть дело в отсутствие представителя службы.
Заслушав объяснения прокурора, представителей заинтересованных лиц, изучив, проверив и оценив имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральный транспорт и федеральные пути сообщения.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В силу действующей редакции подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе и решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Согласно пункту 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ указанные полномочия осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, организация транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Лицами, участвующими в деле, не ставилось под сомнение наличие у Правительства Ивановской области полномочий по утверждению Порядка предоставления субсидий из областного бюджета для возмещения понесенных перевозчиками убытков, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа в пригородном сообщении, организациям железнодорожного транспорта, а также соблюдение Правительством Ивановской области и временно исполняющим обязанности Председателя Правительства Ивановской области К.П. порядка принятия и правил введения в действие оспариваемого прокурором нормативного правового акта.
С учетом разъяснений, содержащихся в действующей редакции пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд, установив в настоящем деле, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, проверяет доводы заявления прокурора, действующего на стороне заявителя в интересах неопределенного круга лиц, о несоответствии содержания отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доводы прокурора о противоречии федеральному законодательству и наличии неопределенности в правовой норме, содержащейся в п. 4 Порядка в части слов "в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке", не могут быть приняты судом, так как они основаны на неверном толковании норм законодательства Российской Федерации и законодательства Ивановской области, устанавливающих порядок возмещения за счет бюджета субъекта Российской Федерации убытков, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов, организациям, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 года № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
Пунктом 3 той же статьи установлено, что потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1).
В соответствии с п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Абзац 4 Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239, к таким услугам относит перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Закона Ивановской области от 11.04.2011 № 25-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области" определены формы, случаи и порядок предоставления органами государственной власти Ивановской области государственной поддержки перевозчикам в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа.
Указанная статья предусматривает, что в случаях и порядке, предусмотренных законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Ивановской области в виде субсидий за счет средств областного бюджета возмещаются понесенные перевозчиками:
- убытки, возникающие вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа организациями железнодорожного (в пригородном сообщении) и водного транспорта (пункт 2),
- потери в доходах в связи с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования (пункт 3).
Во исполнение пункта 2 статьи 27 Закона Ивановской области от 11.04.2011 № 25-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области" принято постановление Правительства Ивановской области от 23.08.2011 № 290-п, которым не только утвержден Порядок (п. 2 Постановления), отдельные положения которого оспариваются прокурором в настоящем гражданском деле, но и возложена обязанность на Департамент финансов Ивановской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства для возмещения понесенных перевозчиками убытков, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа в пригородном сообщении, организациям железнодорожного транспорта (п. 3 Постановления).
Из Порядка следует, что его нормами регламентируется предоставление субсидий из областного бюджета для возмещения понесенных перевозчиками убытков, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа в пригородном сообщении, организациям железнодорожного транспорта: ОАО "Северная пригородная пассажирская компания", ООО "Ивановское предприятие промышленного железнодорожного транспорта № 1" (пункт 1 Порядка), и не затрагиваются вопросы предоставления субсидий для возмещения этим перевозчикам потерь в доходах в связи с осуществлением ими социально значимых перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования.
В пункте 2 Порядка приведена формула, в соответствии с которой с учетом методики планирования бюджетных ассигнований областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период определяется сумма возмещаемых расходов (субсидии) на покрытие убытков, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа, организациям железнодорожного транспорта в пригородном сообщении.
При этом, в силу пунктов 3, 5, 7 Порядка для получения субсидии перевозчик должен заключить с Правительством Ивановской области в лице уполномоченного органа - Комитета Ивановской области по транспорту договор, а также ежеквартально представлять в уполномоченный орган формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках согласно приложению № 1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"; справки о суммах убытков, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа организациями железнодорожного (в пригородном сообщении) транспорта, по форме согласно приложению к настоящему Порядку, основанной на статистических данных хозяйственной деятельности предприятия за предыдущий год, на основании которой осуществляется перерасчет субсидий и по его результатам - дальнейшее финансирование в пределах выделяемых ассигнований на текущий год.
Из объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что в период действия оспариваемого Порядка Правительство Ивановской области в лице Комитета Ивановской области по транспорту ежегодно заключало с ОАО "Северная пригородная пассажирская компания", а также с ООО "Ивановское предприятие промышленного железнодорожного транспорта № 1" государственные контракты на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ивановской области на 2012, 2013, 2014 годы, на основании которых этим транспортным предприятиям, указанным в Постановлении от 23.08.2011 № 290-п в качестве бюджетополучателей, предоставлялись субсидии в целях возмещения убытков, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов, на основании документов, подтверждающих расходы перевозчиков, в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом на соответствующий год.
В тот же период указанными транспортными организациями не оспаривались в судебном порядке постановления Региональной службы по тарифам Ивановской области, устанавливающие для каждой из них тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на очередной календарный год.
При этом, между Правительством Ивановской области и ОАО "Северная пригородная пассажирская компания" ежегодно возникали гражданско-правовые споры о размере подлежащих возмещению из областного бюджета убытков предприятия, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов. Однако, оспариваемый прокурором п. 4 Порядка не рассматривался арбитражными судами в качестве основания для отказа в удовлетворении таких требований транспортной компании, основанных на документально подтвержденных экономически обоснованных расходах перевозчика за конкретный календарный период.
В то время как, между Правительством Ивановской области и ООО "Ивановское предприятие промышленного железнодорожного транспорта № 1" не возникало споров о размере предоставленных в 2011 - 2013 годах субсидий на возмещение убытков, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов.
При таких обстоятельствах, анализ приведенных нормативных положений в их системном единстве позволяет сделать вывод о том, что предметом правового регулирования, установленного оспариваемым прокурором пунктом 4 Порядка, являются бюджетные отношения, возникающие между участниками бюджетного процесса, которыми являются Департамент финансов Ивановской области как исполнительный орган государственной власти Ивановской области (финансовый орган) и Комитет Ивановской области по транспорту как главный распорядитель средств областного бюджета, выделенных в виде субсидий организациям железнодорожного транспорта. При этом, пункт 4 Порядка не устанавливает каких-либо дополнительных случаев и условий к установленным в п. п. 3, 5, 7 Порядка для предоставления перевозчикам субсидий из областного бюджета, размер которых ежегодно определяется по формуле, содержащейся в п. 2 Порядка, или для снижения размера ранее установленного размера субсидий.
В этой связи, суд находит правомерными доводы Правительства Ивановской области о том, что п. 4 Порядка не может оцениваться на соответствие его требованиям пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 года № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", предмет регулирования которых определяет объем прав перевозчиков на возмещение потерь в доходах, возникших в результате установления льгот и преимуществ по тарифам на железнодорожном транспорте общего пользования, а не отношения между участниками бюджетного процесса на уровне субъекта Российской Федерации.
Проверив оспариваемую норму пункта 4 Порядка в ее действующей редакции за пределами доводов заявления прокурора на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к убеждению, что она полностью отвечает нормам статей 6, 152, 154, 158, 161, 162, 215.1, 217, 219, 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Ивановской области от 11.12.2013 № 104-ОЗ (в редакции от 08.05.2014) "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", Закона Ивановской области от 11.04.2011 № 25-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области", и не нарушает права неопределенного круга лиц - граждан, пользующихся услугами по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ивановской области, на получение услуг надлежащего качества и объема, а также права субъектов предпринимательской деятельности (перевозчиков) на получение полного возмещения убытков, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте.
В судебном заседании не нашли подтверждения и доводы прокурора о наличии в оспариваемых нормах пункта 4 и пункта 8 Порядка коррупциогенных факторов, предусмотренных Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, изданной в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Вместе с тем, суд находит заслуживающими внимания доводы заявления прокурора о том, что норма абзаца 2 пункта 8 Порядка не отвечает требованиям правовой определенности и противоречит подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам ... должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Из правового анализа приведенного законодательства следует, что к полномочию субъекта Российской Федерации отнесено принятие нормативного правового акта о предоставлении из регионального бюджета субсидии организациям, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, который в том числе должен содержать порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Абзац 2 пункта 8 Порядка в его действующей редакции устанавливает, что "в случае нецелевого использования субсидий указанные средства подлежат возврату в областной бюджет в порядке, установленном законодательством", однако не определяет порядок, процедуру и сроки возврата полученных субсидий в бюджет Ивановской области, отсылает к действующему законодательству в целом, а не к конкретным статьям какого-либо нормативного правового акта.
В этой связи, суд приходит к выводу, что оспариваемое прокурором положение абзаца 2 пункта 8 Порядка не соответствует требованиям правовой определенности и приведенным нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, что может повлечь как нарушение публичного интереса возврата бюджетных средств, так и различные условия возврата, предусматриваемые различными договорами с различными перевозчиками, что недопустимо с позиций бюджетного законодательства и может повлечь неравные условия возврата для различных перевозчиков по одному и тому же виду субсидий. Следовательно, неопределенность оспариваемой правовой нормы, имеющей отсылочный характер, ведет к неоднозначному ее пониманию и применению, что само по себе является основанием для признания нормы недействующей, как неоднократно отмечал в своих актах Конституционный Суд Российской Федерации.
В нарушение требований ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, возлагающей на орган, принявший нормативный правовой акт, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности, ни Правительством Ивановской области, ни временно исполняющим обязанности Губернатора Ивановской области не представлено доказательств, объективно указывающих на соответствие абзаца 2 пункта 8 Порядка нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом признаются несостоятельными доводы представителя Правительства Ивановской области, оспаривающие право прокурора на обращение в суд с настоящим заявлением по мотиву обращения в суд исключительно в интересах конкретного субъекта предпринимательской деятельности - ОАО "Северная пригородная пассажирская компания".
В настоящем деле прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры в полном соответствии со статьями 45, 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, статьями 1, 11, 21, 26, 27, 35 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", приказами Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21.06.2013 № 252 "О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями", от 15.07.2011 № 211 (ред. от 09.02.2012) "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере", от 27.04.2007 № 71 "Об образовании Северо-Западной транспортной прокуратуры", обратившись с настоящим заявлением об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта, выступил в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - граждан, пользующихся услугами по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ивановской области, на получение указанных услуг надлежащего качества в гарантированном законом объеме.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что часть оспариваемого нормативного правового акта противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Установив, что оспариваемое прокурором положение абзаца 2 пункта 8 Порядка не соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, и, учитывая разъяснения, приведенные в действующей редакции пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд признает оспариваемое положение нормативного акта недействующими со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Заявление заместителя Северо-Западного транспортного прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Порядка предоставления субсидий из областного бюджета для возмещения понесенных перевозчиками убытков, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа в пригородном сообщении, организациям железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 23 августа 2011 года № 290-п, удовлетворить частично.
Признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей с момента вступления настоящего решения суда в законную силу норму абзаца 2 пункта 8 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета для возмещения понесенных перевозчиками убытков, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа в пригородном сообщении, организациям железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 23 августа 2011 года № 290-п, следующего содержания: "В случае нецелевого использования субсидий указанные средства подлежат возврату в областной бюджет в порядке, установленном законодательством".
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
ЩЕГЛОВА Е.С.
------------------------------------------------------------------